Как сшить кухонный фартук, передник из ткани своими руками: пошаговая инструкция для начинающих, выкройка, фото. Шьем фартуки, передники для кухни сами с оборками, нагрудниками, простые, стильные, красивые, сердечком, больших размеров, мужские: идеи, фасо
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

План урока

5 класс

Раздел: Конструирование.

Тема:

Практическая работа: Построение чертежа фартука с нагрудником.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель урока:

  • Обучение. Продолжить формирование знаний и навыков в построении чертежей, при работе чертежными инструментами, умения пользоваться инструкционной картой для построения чертежа.
  • Развитие. Развивать память, внимание, глазомер, наглядно-образное мышление, общие учебные умения, волю.
  • Воспитание. Воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении работ, потребность к организации своего рабочего места.

Межпредметные связи: ИЗО, черчение, математика.

Средства обучения

Учебные: М.Н.Конышева «Технология» 5 класс, Смоленск, Ассоциация XXI век, 2012 г.

Наглядные:

  1. Готовые изделия (фартук с притачным нагрудником);
  2. Чертеж фартука с нагрудником в масштабе М 1:1 и М 1:4;
  3. Макет фартука из цветной бумаги в масштабе М 1:1.
  4. Презентация «Построение чертежа фартука с нагрудником».

Раздаточный материал:

  1. Инструкционная карта «Построение чертежа фартука с нагрудником» (Приложение 1).
  2. Чертежные инструменты и принадлежности;
  3. Чертеж фартука с нагрудником в масштабе М1:4.

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, практический.

ФОПДУ: фронтальный опрос, практическая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент – 3 мин.
    • Проверить готовность учащихся к уроку (наличие рабочих тетрадей, инструментов для построения чертежа);
    • Отметить отсутствующих;
    • Раздать инструкционные карты, учебники, листы с чертежами фартука в масштабе М 1:4;
    • Раздать карточки контроля.
  2. Контроль знаний и умений – 10мин. Устный контроль по вопросам (вопросы на повторение):
    1. Как называлась тема прошлого урока? Слайд 5-6
    2. Что нам необходимо знать, чтобы построить чертеж швейного изделия?
    3. Что такое мерки?
    4. Какие мерки необходимо знать для построения чертежа фартука?
    5. Как снимаются мерки Днч, Ст, Сб, Дн? Показать на манекене.
    6. Назвать мерки, которые записываются в половинном размере. Почему?
    7. Какие мерки записываются полностью?
    8. Как оформляем лист в альбоме перед выполнением чертежа?
    9. Какими инструментами пользуемся для построения чертежа?
    10. Каким карандашом выполняется сплошная основная линия?
    11. Каким карандашом выполняется сплошная тонкая линия?
    12. Какой линией (название линии) обводят рамку и контур чертежа?
  3. Формирование знаний и умений – 17мин. Мотивация

    Проблемная ситуация:

    Двум ученицам предлагается примерить фартук и головной убор. Учащиеся замечают, что на одной девочке фартук сидит хорошо, а на другой велик или мал.

    Вывод: Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру, то есть нужно измерить фигуру (снять мерки), сделать расчет и построить чертеж. Этой работой занимается модельер-конструктор.

    Учитель:

    Сегодня каждая из вас будет осваивать профессию модельера – конструктора, т.е. построит чертеж фартука.

    1. Постановка задачи перед учащимися:
      - научиться выполнять построение чертежа фартука с помощью инструкционной карты.
    2. Объяснение нового материала.

    Конструирование швейного изделия – это построение чертежей деталей одежды и изготовление выкроек (слайд 7).

    Чертеж швейного изделия – это плоское изображение деталей одежды, которое строится по размерам определенной фигуры (слайд 8).

    Выкройка – это детали изделия, вырезанные из бумаги (вырезанный чертеж, слайд 9).

    Чертеж – это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину, в уменьшенном или увеличенном виде. Когда появились первые крупные сооружения, замки, храмы, крепости и т.д. появились и первые чертежи (слайд 10, 11).

    В настоящее время, почти в каждой области деятельности человека, используются чертежи. Следовательно, необходимо уметь читать и понимать чертеж (cлайд 23).

    Самым доступным и простым является чертеж, изображающий плоские фигуры. Такие фигуры имеют два измерения: длину и ширину. Вертикальная и горизонтальная линии, пересекаясь, дают точки, которые отмечают какими-либо буквами. Обычно исходную точку обозначают буквой, например: А, и от этой буквы начинается построение чертежа (в нашем чертеже исходной буквой является точка В ). Каждый отрезок на чертеже отмечен двумя буквами. Первая буква указывает на то, что нужную величину откладывают от нее.

    Например: (смотрим на плакат «Чертеж фартука М1:1) Отрезок ВВ 1 (это означает, что от точки В, в сторону точки В 1 нужно отложить 26 см). Величину 26 см. находим в инструкционной карте.

    Все окружающие нас предметы имеют определенные размеры. Если размер предмета такой, что он помещается на листе тетради, то его чертят в натуральную величину, а если он очень большой, его необходимо уменьшить в несколько раз, т.е. изобразить в масштабе.

    Масштаб указывает, во сколько раз данный предмет уменьшен или увеличен. Он записывается отношением чисел: (рассматриваем, сравниваем чертеж фартука в М 1:1 и в М 1:4)

    • 1:1 – натуральная величина;
    • 1:4 – уменьшено в 4 раза;
    • 2:1 – увеличено в 2 раза.

    Например: масштаб записан отношением М 1:4. Это значит, что длина каждой линии на бумаге в 4 раза меньше ее действительной величины.

    Чтение и построение чертежа (проводится в виде беседы). Для обучения чтению чертежа используется чертеж фартука в М 1:1, готовый фартук и его макет. Накладывая сложенный пополам макет на чертеж, а затем на готовое изделие, учащимся необходимо найти отдельные точки и линии чертежа. Данные о чертеже обсуждаются в следующей последовательности: учащимся задаются вопросы на понимание расположения отрезков и точек на чертеже, макете и готовом изделии.

    Вопросы для беседы:

    1. Покажите детали фартука на готовом изделии и чертеже.
    2. Назовите симметричные детали фартука, у которых ось симметрии совпадает с серединой фигуры.
    3. Найдите эти детали на чертеже.
    4. Покажите на чертеже нижнюю часть фартука.
    5. Назовите (буквами) и покажите линию верха, низа, бока и середины (фартука, макета, чертежа М 1:1).
    6. От каких мерок зависит размер (длина и ширина) нижней части фартука?
    7. Покажите на чертеже нагрудник.
    8. Назовите (буквами) и покажите линии верха, низа, бока и середины нагрудника.
    9. От какой мерки зависит размер нагрудника?
    10. Найдите точку Т на чертеже фартука, а затем перенесите на готовое изделие. Где находится эта точка? (Учащийся выходит и показывает всему классу эту точку).
    11. Показать положение отрезка ВТ на чертеже фартука, а затем на фартуке или макете.
    12. Показать положение точек Т 2 и В на макете фартука.

    Продолжение формирования знаний и умений – 55мин.

    Тема урока представлена визуально на презентационном экране (слайд 13).

    Практическая работа

    Далее рассматривая чертеж фартука, отмечаем, что на чертежах швейных изделий размеры не ставятся, а точки и отрезки имеют буквенное обозначение. Размеры каждого из отрезков рассчитываются и записываются в инструкционную карту. Чертежи швейных изделий в рабочей тетради выполняют в М 1:4. Далее изучая инструкционную карту, переходим к построению чертежа (cлайд 14-30). Ученицы строят чертеж фартука в М 1:4 в рабочих тетрадях. Учитель комментирует последовательность построения на экране.

    Контроль знаний и умений – 5 мин.

    Для проведения самоконтроля (cлайд 31) выписываются размеры отдельных деталей фартука:
    Нижняя часть фартука: ТН = 35 см. ВВ 1 = 26 см.
    Нагрудник: ВТ = 15 см. ВВ 2 = 9 см. ТТ 2 = 11 см.
    Пояс: ПП 1 = 3 см. ПП 2 = 61 см.
    Бретели: ББ 1 = 5 см. ББ 2 = 50 см.

    После самопроверки учащиеся исправляют ошибки и сдают чертежи на проверку учителю.

    Подведение итогов, рефлексия (слайд 32)

    1. Чему научились на уроке?
    2. Что такое конструирование?
    3. Что такое чертеж?
    4. Что такое выкройка?
    5. Понравилась ли вам работа конструктора-модельера?
    6. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    Выставление оценок.

    Записывается домашнее задание: Принести цветные карандаши, цветную бумагу, клей, ножницы, рабочую тетрадь.

    Контроль по карточкам.

    Оценивается практическая работа.

Снятие мерок для построения чертежа выкройки фартука

Урок 1-2

Выполнила: учитель Технологии МОАУ «СОШ № 22» Голованова Л.В.


Цель: Научить правильному измерению фигуры человека.

Задачи:

ознакомить с классификацией одежды и видами фартуков; ознакомить с основными точками и линиями на фигуре человека;

разъяснить назначение чертежных инструментов; ознакомить с понятиями «масштаб», «чертеж»; с применяемыми линиями и знаками при построении чертежа, научить пользоваться чертежными инструментами.



- Чем является одежда для человека?

- Какую функцию она несет?

это изделие (или несколько изделий), надеваемое человеком и несущее утилитарные или эстетические функции


производственная

бытовая

спортивная

форменная


Домашняя

Нарядная

Повседневная


Железнодорожников

Милиции

Военных

Летчиков


Специальная одежда для выполнения различных работ

Для выполнения кулинарных работ

Для выполнения домашних работ



фартук без нагрудника

Отрезной фартук с нагрудником

Цельнокроеные фартуки


Край передника оформляли

зубцами, белым или цветным

кружевом, бахромой из

шелковых или шерстяных

ниток, оборкой разной ширины


  • Ткань и отделка должна быть прочными.
  • Одежда должна хорошо стираться и гладится.
  • Быстро впитывать влагу и быстро сохнуть.
  • Легко надеваться и сниматься.
  • Обеспечивать свободу движения, дыхания, кровообращения.

Чтобы одежда была удобна и красива, её надо шить по определённому размеру. Для этого необходимо выполнить измерения фигуры человека. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела, через которые проводят условные линии – конструктивные


Название точек и линий

точек

Выступающая точка груди

Точка пересечения талии с позвоночником

Выступающая точка ягодиц

Шейная точка

Коленная точка


Исходными данными для построения чертежа выкройки являются мерки.

  • Мерки –основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения.
  • Мерки снимают при помощи сантиметровой ленты с человека, стоящего прямо, в естественной позе, с опущенными вниз руками.
  • Перед снятием мерок на линии талии завязать пояс.
  • Мерки снимают по правой стороне фигуры человека.
  • Длины (Д) записывают полностью,

обхваты (С) талии и бедер – в половинном размере

  • Чертеж строят на половину фигуры.

Линия шеи

Линия груди

Линия талии

Линия бедер

Линия колен


Мерки для построения чертежа ФАРТУКА (стр. 47-48)

Название мерки

Обозначение

Полуобхват талии

Место

измерения

С т

Полуобхват бедер

Длина изделия

Назначение мерки

Измеряется горизонтально вокруг талии

С б

Д и

Определение длины пояса

Мои мерки

Измеряется горизонтально вокруг бедер, сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц

Определение ширины фартука

Измеряется спереди от линии талии до желаемой длины

Определение длины фартука


Практическая работа «Снятие мерок»

Работа выполняется в виде игры Ателье (заказчик и приемщик заказа).

Практическую работу по снятию мерок проводим по партам, т. е. по 2 ученицы: первая снимает мерки (приёмщик заказа) со второй (заказчик) и записывает их (в таблицу Мерки в графу Мои мерки ).



Конструирование швейных изделий – это построение чертежа выкройки изделия.


- это графическое изображение какого-либо предмета на бумаге в натуральную величину в уменьшенном или увеличенном виде.


Масштабная линейка; Карандаш ТМ и М; Угольник; Циркуль Масштаб указывает во сколько раз настоящие размеры предмета меньше или больше. Масштаб записывают в виде отношений двух чисел, первое из которых относится к чертежу, а второе к предмету.


  • М 1:4 – масштаб уменьшения
  • М 1:1 – натуральная величина
  • М 2:1 – масштаб увеличения

Наименование линий

Сплошная основная

Начертание линий

Сплошная тонкая

Применение

Сплошная волнистая

Обводка контуров основных деталей

Штриховая

Вспомогателные линии построения, выносные и размерные линии

Прерывание чертежа

Штрихпунктирная

Сгиб ткани, местоположение детали на выкройке

Оси симметрии детали или изображения


  • Сплошная основная (толщина до 1 мм)
  • Сплошная тонкая (толщина в два раза тоньше сплошной основной)
  • Штрихпунктирная (толщина в два раза тоньше сплошной основной)

Обозначения в формулах

Строим ( · ) В

Читаем

Строим в правом левом углу прямой угол, получаем точку В

получаем

откладываем

ОБ = ОТ + Дст: 2 =

Вниз от точки О до точки Б откладываем (например, 24 см)

Постоянная величина



Домашнее задание

  • § 11;

альбомный лист формата А4;

миллиметровку;

чертежные инструменты: линейку закройщика, графический карандаш (Т и М).


Урок 3-4

Построение основы чертежа фартука на поясе

М 1:4 и 1:1


Цель урока: Научить строить основу чертежа фартука

  • Научить правильно производить конструкторские расчеты;
  • Сформировать умения пользоваться масштабной линейкой;

Конструктивные линии фартука

Т 1

К 2

линия талии

линия середины

детали

К 1

K 3

боковая

линия

Н 1

карман

линия низа

П 2

Пояс фартука

П 3

П 1


1. В точке Т построить прямой угол


1. В точке Т построить прямой угол. 2. От точки Т вниз отложить величину мерки Ди = … и поставить точку Н


2. От точки Т вниз отложить величину мерки Ди = … и поставить точку Н 3. От точек Т и Н отложить влево ширину фартука, рассчитанную по формуле Сб: 2 + 6 =


3. От точек Т и Н отложить влево ширину фартука, рассчитанную по формуле Сб: 2 + 6 = 4. Соединить точки Т 1 и Н 1 Построить прямоугольник


4. Соединить очки Т 1 и Н 1 Построить прямоугольник. 5. От точки Т вниз отложить 6 см и поставить точку К


5. От точки Т вниз отложить 6 см и поставить точку К 6. Из точки К вниз отложить 14 см – п/в и поставить точку К 1


6. Из точки К вниз отложить 14 см – п/в и поставить точку К 1 7. От точек К и К1 влево отложить 10 см, провести прямые и поставить точки К2 и К3


7. От точек К и К1 влево отложить 10 см, провести прямые и поставить точки К2 и К3 8. Соединить токи прямой линией


Построение пояса 9. Построить прямоугольник шириной ПП1 = П 2 П 3 = 8 см и длиной ПП 2 = П 1 П 3 = Ст + 30 х 2 =


Поздравляем!

Вы построили чертёж фартука

Обведите контуры чертежа фартука.


Домашнее задание

  • § 12;

Подготовить к следующему уроку материалы, инструменты и приспособления:

чертеж в М. 1:1 (выкройка);

цветную бумагу;

ножницы;

клей;

альбомный лист формата А4;

чертежные инструменты.


  • Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)/Под ред.В.Д.Симоненко. – 2-еизд., перераб. – М.: Вентана-Граф.2006.
  • http://www.ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
  • http://amnesia.pavelbers.com/the%20mode.htm
  • http://www.detki-74.ru/magazine/magazine_glav_2005.php
  • keep4u.ru/imgs/s/070806/2787b1f50771262c96.jpg

При конструировании одежды выполняются чертежи отдельных ее деталей. В 4 классе вы узнали, что чертеж - это обычно выполненное на бумаге изображение предметов с указанием их размеров. Чертеж швейного изделия - одежды - является разверткой той части фигуры, для которой предназначено конструируемое изделие.

Чертеж швейного изделия, построенный по индивидуальным меркам в натуральную величину, вырезают и получают выкройку, которая может состоять из нескольких частей - деталей.

Любую выкройку можно моделировать, т. е. создавать много разных моделей на основе одной выкройки, изменяя для этого форму отдельных деталей, длину или ширину изделия.

Инструменты и приспособления

Для изготовления выкроек и раскроя вам понадобятся: стол, на котором удобно разместить большой лист бумаги в клетку для построения выкройки швейного изделия в натуральную величину; длинная линейка; простой карандаш; ластик; ножницы; гибкая, но не растягивающаяся сантиметровая лента для снятия мерок, а также для измерения длины и ширины ткани; калька и булавки для копирования готовых выкроек; мелок для обводки выкройки на ткани (рис. 15).

Рис. 15. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки и раскроя: а - сантиметровая лента; б - калька; в - простой карандаш; г - линейка; д - булавки; е - портновские ножницы; ж - портновский мелок; з - ножницы для бумаги

Снятие мерок

Изготовление выкроек начинается с определения размеров фигуры человека и, соответственно, будущего изделия, т. е. со снятия мерок. Для правильного снятия мерок нужно знать расположение конструктивных линий фигуры: линии шеи, линии груди, линии талии, линии бедер (рис. 16).

Рис. 16. Конструктивные линии фигуры

  1. Человек, с которого снимают мерки, должен быть в нижнем белье.
  2. Талию необходимо плотно обвязать шнурком.
  3. Нельзя искусственно изменять фигуру (втягивать живот, прогибаться), так как это повлечет за собой ошибки в определении размера.
  4. Снимать мерки нужно с помощью сантиметровой ленты, не ослабляя и не натягивая ее.

Для построения или выбора выкройки швейного изделия кроме мерок нужно знать рост человека. Для определения роста следует снять обувь, встать спиной к стене. Руки должны быть опущены. На уровне макушки делается метка (не портить при этом стену!), а затем измеряется расстояние от пола до метки (рис. 17, а).

Рис. 17. Снятие мерок: а - рост; б- обхват талии; в - обхват бедер; г, д - длина поясного изделия

Обхват талии (От) - сантиметровая лента должна проходить горизонтально вокруг туловища на уровне талии (рис. 17, б).

Обхват бедер (Об) - сантиметровая лента проходит горизонтально вокруг бедер: сзади - по выступающим точкам ягодиц, спереди - с учетом выступа живота (рис. 17, в).

Длина поясного изделия (Ди) - сантиметровая лента проходит строго вертикально от линии талии до желаемой длины изделия: для фартука - по линии середины переда, для брюк - по линии бока (рис. 17, г), для юбки - по линии середины спины (рис. 17, д).

Изготовление выкройки фартука

Построение чертежа основы фартука (рис. 18). Если в качестве проектного изделия вы выберете фартук, чертеж его выкройки стройте в такой последовательности.

Рис. 18. Построение чертежа выкроек фартука и пояса-завязки

  1. На листе для выкройки через точку 1 проводится вертикальная линия. Это линия середины фартука.
  2. Из точки 1 надо провести горизонтальную линию - линию талии.
  3. Далее требуется рассчитать ширину фартука. На выкройке изображена только половина фартука. Его ширина на чертеже равна мерке Об: 4 + 10 см (например, 80: 4 + 10 = 20 + + 10 = 30 см).
  4. От точки 1 по линии талии влево отложите ширину фартука (30 см). Получится точка 2. Отрезок 1-2 - это линия талии.
  5. От точки 1 вниз по вертикальной линии следует отложить мерку длины изделия (Ди). Получится точка 3. Отрезок 1-3 - это линия середины фартука, приходящаяся на сгиб ткани; линия середины фартука совпадает с направлением долевой нити.
  6. Из точки 2 проведите вниз вертикальную линию, а из точки 3 влево - горизонтальную линию. Точку их пересечения обозначьте цифрой 4. Отрезок 2-4 - линия бока. Отрезок 3-4 - линия низа. Прямоугольник 1-2-4-3 - полотнище фартука.

Рис. 19. Выкройки фартука

Построение чертежа выкройки пояса-кулиски . Пояс-кулиска - довольно простая и практичная модель пояса (в кулиску фартука вдевается пояс-завязка). Ее можно использовать как для фартука, так и для вашего проектного поясного или плечевого изделия. Чертеж пояса-кулиски строится следующим образом.

  1. От точек 1 и 2 нужно провести вверх вертикальные линии и отложить на них по 3 см. Полученные точки 5 и 6 соединить. Отрезок 5-6 - линия перегиба. Прямоугольник 1-2-6-5 - цельнокроеный пояс.
  2. От точек 5 и 6 еще раз провести вверх вертикальные линии, на которых отложить отрезки по 3 см. Полученные точки 7 и 8 соединить. Отрезок 7-8 - линия кулиски. Прямоугольник 5-6-8-7 - цельнокроеная обтачка пояса.

Построение чертежа выкройки пояса-завязки . Для фартука чаще всего применяют простейший пояс-завязку. Вертикальную линию середины фартука надо продлить вверх или вниз. Затем выбрать на линии точку 9 (см. рис. 18) и из нее провести горизонтальную линию.

От точки 9 влево по горизонтальной линии откладывается длина пояса-завязки (62 см). Получится точка 10. От точки 9 вверх по вертикальной линии откладывается ширина пояса - 5 см. Получится точка 11.

Отрезок 9-11 - линия середины пояса-завязки (сгиб ткани).

Отрезки 9-10 и 11-12 - продольные срезы пояса (совпадают с направлением долевой нити). Отрезок 10-12 - поперечный срез пояса.

Прямоугольник 9-10-11-12 - пояс-завязка в развернутом виде.

Моделирование фартука. Прямоугольные нижние углы полотнища фартука при желании можно срезать или сделать закрут ленными (рис. 20).

Рис. 20. Моделирование фартука: а - модели; б - выкройки

  1. Надпишите название каждой детали выкройки и их количество (рис. 19):
    • «Фартук (1 деталь со сгибом)»;
    • «Пояс (1 деталь со сгибом)».
  2. Укажите линию середины фартука и сгиба ткани возле отрезка 1-3 (см. рис. 18).
  3. Укажите в миллиметрах величину припусков на швы и подгибку крупными цифрами возле срезов каждой детали.

Изготовление выкройки юбки

Если в качестве проектного изделия вы выбрали юбку, чертеж ее выкройки надо строить в такой последовательности.

Построение чертежа переднего и заднего полотнищ юбки . На большом листе бумаги в клетку построим чертеж переднего и заднего полотнищ юбки в натуральную величину (рис. 21).

Рис. 21. Построение выкройки юбки: а - чертеж выкройки; б - выкройка. Внимание! Технические ограничения не позволяют разместить на чертеже все названия линий, но на вашем чертеже они должны быть обязательно

Для модели юбки на кулиске (кулиска в данном случае - это широкая подгибка по линии талии, в которую вдевается эластичная тесьма, удерживающая юбку на фигуре и образующая сборки) линия талии рассчитывается по формуле: От: 4 + 10 см, где 10 см - припуск на образование сборок, например 64: 4 + 10 = 26 см.

Моделирование юбки. Если нам нужно сделать на юбке разрезы, уменьшить или увеличить ее длину, необходимо нанести линии фасона на чертеж основы (рис. 22). Например, новая длина юбки откладывается от линии талии вниз по линии середины полотнища и по линии бока. Длина разреза в боковых швах откладывается от линии низа вверх по линии бока.

Рис. 22. Моделирование юбки: а - модели; б- выкройки

Подготовка выкройки к раскрою:

  1. Надпишите на чертеже названия деталей выкройки и их количество (см. рис. 21), например: «Переднее и заднее полотнище юбки (по 1 детали со сгибом)».
  2. Отметьте стрелкой направление долевой нити.
  3. Укажите линию середины детали, сгиба ткани и др.
  4. Укажите величину припусков на швы и подгибку (в миллиметрах) крупными цифрами возле срезов детали.
  5. Вырежите детали выкройки.

Копирование готовой выкройки

Можно сделать выкройку путем копирования. Если учитель предложит использовать готовую выкройку, подходящую вам по размеру, ее потребуется перенести на кальку.

Для копирования готовой выкройки кальку нужно наложить на выкройку и приколоть булавками. Затем все контурные и внутренние линии, метки и надписи следует обвести карандашом. После этого остается удалить булавки и вырезать выкройку по контурным линиям.

Практическая работа № 9
Снятие мерок и изготовление выкроек

Вам потребуются: сантиметровая лента, тесьма для фиксации линии талии, большой лист бумаги в клетку, линейка, карандаш, ластик, ножницы.

Порядок выполнения работы

Задание 1 . Снятие мерок.

Снимите мерки, необходимые для изготовления вашего изделия, и запишите их в таблицу в рабочей тетради.

Задание 2 . Построение чертежа выкройки фартука в масштабе 1:4. Пользуясь описанием, приведенным в учебнике, постройте чертеж выкройки фартука в рабочей тетради на листе в клетку, считая 1 клетку за 1 см.

Задание 3 . Моделирование фартука.

  1. Выполните моделирование фартука в рабочей тетради по предложенному эскизу с помощью цветной бумаги.
  2. Выполните моделирование фартука в рабочей тетради по собственному эскизу с помощью цветной бумаги.

Задание 4 . Изготовление выкройки проектного швейного изделия.

  1. Сделайте выкройку изделия, которое вы выбрали в качестве творческого проекта, любым из изученных способов.
  2. Выполните моделирование выкройки.
  3. Надпишите на чертеже названия всех деталей и их количество.
  4. Отметьте направление долевой нити стрелкой.
  5. Укажите на выкройке, где будет находиться сгиб ткани.
  6. Укажите величину припусков на швы и подгибку крупными цифрами возле всех срезов каждой детали.
  7. Вырежите детали выкройки.

Новые понятия

Чертеж, калька, выкройка, моделирование выкройки; Щь снятие мерок, конструктивные линии фигуры: обхват груди, обхват талии, обхват бедер, длина изделия.

Контрольные вопросы

  1. Какие мерки нужно знать для изготовления выкройки вашего ^) проектного изделия?
  2. Какие способы изготовления выкройки вы знаете? Какой из них вы выбрали?
  3. Какие припуски на швы необходимо предусмотреть при раскрое?

Основам шитья выучиться не только полезно, но и интересно. Чтобы добиться хороших результатов, нужно многому научиться. Узнайте как пошить простое изделие по всем правилам. Выкройка фартука для девочки не содержит сложных элементов, а потому начинать изучение швейного искусства лучше всего именно с нее.

Яркие, цветочные расцветки — сегодня готовить будет весело!

Фартук – виды и особенности

По назначению они бывают кухонными, школьными, специальными. В качестве отделки может использоваться аппликация, вышивка, обтачка, тесьма. По виду покроя они делятся на:

  • цельнокроеные (нижняя и верхняя часть составляют одно целое);
  • с нагрудником;
  • на поясе.

У многих народов фартук является частью национального костюма и украшается тесьмой, вышивкой, лентами, мережкой. Разновидностью его является передник, он не имеет нагрудника и представляет собой прямоугольник из ткани с пристроченным к нему поясом.

Это интересно. Сначала их носили только мужчины. Богато украшенные узорами надевали знатные особы, передники попроще предназначались для прислуги. С течением времени этот предмет одежды видоизменялся и даже стал частью гимназической формы.

В России, как и во всех европейских странах, фартук – это важная часть национального костюма

Шьем фартук своими руками шаг за шагом

Подготовка выкройки к раскрою – это нанесение конструктивных и фасонных линий. На чертеже необходимо указать величину припусков, подписать середину фартука, линию сгиба, указать все детали и их количество.

Все как у мамы!

Дополнить наряд можно шапкой поварешки

Выкройка в лоскутной технике

Снятие мерок и построение чертежа

Измерения проводят на фигуре человека, одетого в легкое, облегающее белье. При снятии мерок нужно стоять прямо и без напряжения, с опущенными вниз руками, при этом на талии завязывают тонкий пояс.

От того, насколько верно будут сняты мерки, зависит правильность построения чертежа

Мерки полуобхватов, а также расстояния между центрами записывают в половинном размере.

Основные линии, необходимые для построения выкройки, проходят по талии и бедрам. Поэтому необходимо измерить полуобхват бедер (ПОБ) и полуобхват талии (ПОТ). Дополнительно нужно определиться с высотой верхней части нагрудника (ТГ) и с длиной нижней части фартука (ТН). ТГ измеряется от талии до линии груди. ТН измеряется от талии до колен.

Мерка ПОТ необходима для расчета длины пояса, ПОБ нужен для определения ширины передника. Ширина нагрудника определяется на уровне груди.

  1. Начертите на миллиметровой бумаге вертикальную прямую – это будет линия середины изделия и линия сгиба.
  2. Отметьте на этой прямой произвольную точку Т (немного выше середины листа). Вверх от этой точки отложите расстояние ТГ, вниз от точки Т отмерьте расстояние ТН.
  3. Из точек Г, Т и Н вправо проведите горизонтальные осевые линии – линию груди, талии и низа.
  4. Отложите отрезок ГГ1 (он равен половине ширины нагрудника).
  5. ТТ1=ПОБ/2+6. От точки Т1 проведите вертикальную ось до пересечения с линией низа. Точкой пересечения будет Н1.
  6. Из точки Г1 опустите вертикальную ось до пересечения с линией талии, отложите от точки пересечения 4-5 см вправо и обозначьте точку Т2.
  7. Из точки Т2 вниз проведите вертикаль и отметьте отрезок Т2К=6 см. Расстояние КК1=КК2=18 см.
  8. Обведите его жирной линией.
  9. Для построения бретелей начертите прямоугольную полосу 4*45 см. Длина пояса равна (ПОТ*2)+30 см, его ширина — 6 см.

Раскрой и подготовка деталей к обработке

На чертеже проставляют номера частей, обозначают линию долевой и сгиба. Направление долевой должно быть параллельным кромке ткани. Если выкройка имеет выточки, их вырезают. Так как хлопковый и льняной материал дают усадку после стирки, ткань нужно выстирать, высушить и выгладить через влажный проутюжильник. Все эти операции называют подготовкой к раскрою.

Важно. Если выкройка состоит их нескольких элементов, учитывают и направление рисунка.

Важно правильно выбрать ткань

Припуски должны быть одинаковой величины, тогда при совмещении срезов деталей кроя линии швов совпадают. Разметка припусков происходит с использованием сантиметровой ленты и мелка. Для низа изделия оставляют припуск равный 4 см, для остальных срезов – 1,5 см. Детали выкройки накалывают булавками на изнанку и вырезают.

Пошив и отделка

Ткань для домашней «спецодежды» должна быть прочной, так как стирать ее придется часто. Лен, хлопок и джинс вполне подойдут.

Количество необходимой ткани рассчитывают исходя из длины изделия (равняется длине нижней части и длине нагрудника). Не забудьте добавить 4 см на припуски.

Все детали сметывают, после чего обязательно делают примерку. Если недочетов нет, все детали сшивают на швейной машине.

Детский фартук – выкройки на любой вкус

Построить чертеж кажется слишком долгим и утомительным занятием? Предлагаем три идеи, как пошить передник легко и просто.

Лоскутный

Фартук из лоскутков

  • Из пестрых лоскутков можно сотворить необычный передник. Здесь не потребуется выкройка детского фартука, для пошива нужно вырезать разноцветные квадраты из ткани.
  • Для начала нужно определиться с размером составных частей. Из квадратов со стороной 10 см можно сшить фартук большого размера. Для детского передника подойдут более мелкие лоскуты (либо такого же размера, но тогда в каждом ряду их будет меньшее количество).
  • Изделие состоит из 6 рядов. Сначала сшивают квадраты в полосы, а затем полосы в целое полотно.
  • В трех нижних рядах 6 квадратов. В каждом вышестоящем ряду количество квадратов убывает, в самом верхнем их оказывается всего 2.
  • Когда все полосы будут сшиты, останется только обтачать тесьмой изделие и пришить завязки вверху и по бокам.

Передник из полотенца

Для пошива передника можно использовать кухонное полотенце с тематическим рисунком. Если основа шьется из ткани пестрой расцветки, карманы и отделку лучше сделать однотонными.

«Переделки» из старых вещей

Из мужской рубашки получится отличный фартук для кухни. Отрежьте рукава и спинку, обработайте срезы швом вподгибку. На уровне талии пришейте тонкий пояс. Теперь можно идти готовить ужин!

Пошить его можно из старого платья или джинсов

Аппликацию можно вырезать из лоскутков ткани, а можно купить готовую в магазине для любителей шитья

Можно пошить из ламинированного хлопка, в этом случае не придется тратить время на удаление трудновыводимых пятен

Видео: построение чертежа фартука – открытый урок в 5 классе

Без точной выкройки невозможно пошить качественное изделие. Постройте выкройку-основу по своим меркам, и вы сможете моделировать самые разные фасоны. А можно найти подходящий вариант готового чертежа и раскроить изделие по нему. Теперь стильной и модной можно быть даже на собственной кухне!

В масштабе 1:1».

Цели урока:

- образовательная: научить построению чертежей в М 1:1 , научить аккуратности при выполнении чертежа; закрепить умения и навыки выполнять простейшие прямоугольные развертки выкроек швейных изделий; воспитательная: формировать дисциплинированность в работе;
формировать у учащихся любви к труду и швейному делу, воспитывать эстетический вкус и чувства взаимопомощи, воспитывать уважение к труду старших поколений.

- развивающая: развитие моторных навыков; развивать умения учебного труда (запоминать, наблюдать, осуществлять самоконтроль); развитие сенсорных навыков (умение определять );

Методы проведения занятия:

- объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация),

- репродуктивный (инструктаж; практическая работа, самостоятельная
работа);

Межпредметные связи: ИЗО, черчение, русский язык, математика.

Объект труда: чертеж фартука и косынки в М1:1

Материально – техническое оснащение:

1. оборудование учебных мастерских, столы и стулья, манекен.

2. инструменты и приспособления.: линейка – угольник, масштабная линейка,

Компьютер: « и косынки».

Таблицы: «Построение фартука», «Построение косынки»

Техника безопасности: «ПТБ в мастерских», ОРМ, СГТ

Литература для учителя: учебник «Технология» 5 класс, методическое пособие 5 класс, дидактический материал «Технология» 5 класс,

Литература для внеклассного чтения учащихся: школьная энциклопедия, «Энциклопедия для девочек», «Домоводство»,

Ход урока:

  1. Организационная часть.
  2. Контроль посещаемости (наличие учащихся, причина их отсутствия).
  3. Готовность уч-ся к занятию.

II. Повторение пройденного материала вопросы и работа по карточкам.

Карточки-задания:

№ 1. Перечислите детали фартука, которые имеют прямоугольную форму.

№ 2. От каких мерок зависит размер нижней части фартука?

_________________________________________________________________

№ 3. Расскажите, по какой стороне фигуры снимают мерки и почему?

_________________________________________________________________

№ 4. Объясните, почему при расчете длины пояса к мерке Пот дается большая прибавка ( 30 см ).

_________________________________________________________________

№ 5. Какими буквами обозначается отрезок, определяющий расстояние кармана от линии талии?

Вопросы: (подготовить чертежи, готовое изделие – фартук с нагрудником, без нагрудника, косынка)

1. Покажите на чертеже линию низа, линию верха, бока, середины косынки, фартука? Найдите эти лини на готовом изделии.

2. Покажите на чертеже фартука отрезок ВВ1, ТТ1, КК1, что обозначают эти отрезки? Где расположены эти отрезки на готовом изделии?

3. Покажите, как снять мерки Ст , Сб Ди?

4. Назовите парные детали фартука.

5. Назовите симметричные детали фартука, у которых ось совпадает с серединой фигуры. Найдите эти детали на чертеже. Как они изображены на нем? Полностью или в половинном размере?

6. От каких мерок зависит размер длины и ширины фартука?

7. От какой мерки зависит размер нагрудника?

8. Покажите каждую деталь фартука и назовите ограничивающие их линии.

  1. I. Самостоятельная работа учащихся « и косынки в М 1:1 по инструкционным картам», «Самоконтроль измерений типовых фигур для построения чертежа фартука», «Самоконтроль расчета конструкции по измерению Поб для построения чертежа фартука на свою фигуру».

1) « и косынки в М 1:1»

Расчетная формула

Расчет, см на себя

Построение сетки чертежа фартука.

1

Построить прямой угол в точке В

2

Длина фартука

ВН=Дн+Днч

3

Длина нагрудника

ВТ=Дн

4

Ширина фартука

ВВ1 =€6:2+6

5

Построить прямоугольник

ВНН1В1

6

Линия талии

ТТ1//ВВ1

Построение нагрудника

7

Ширина верха

ВВ2=7 п/величина

8

Ширина низа

ТТ2=ВВ2+1,5

9

Боковая сторона

В2Т2=соединить

Построение кармана

10

Положение точки К1

ТК=КК1=7 п/в

11

□ К1КЗК4К2 карман

Длина стороны кармана 14/15

12

Оформление выкройки

Обвести толстой линией контур нагрудника, нижней части и кармана

Построение пояса

13

Ширина пояса

ПП1=п/в=5

14

^Длина пояса

ПП2=Ст+30

15

Построить прямоугольник и обвести его

ПП2ПЗП1

Построение бретелей

16

Ширина бретели

ББ1=п/в=5

17

Длина бретели

ББ2=п/в=50

18

Построить прямоугольник и обвести толстой линией

ББ2БЗБ1

Инструкционно – технологическая карта «Построение чертежа косынки».

Последовательность выполнения работы

Расчетная формула

Расчет, см на себя

Построить прямой угол

т. А

Отложить отрезок АВ

АВ=40

Отложить отрезок АВ1

АВ1=40

Соединить отрезки ВВ1

При построении

2) «Самоконтроль измерений типовых фигур для построения чертежа фартука».

Обозначение измерений

1 группа

2 группа

3 группа

Дн

Днг

Пшн

Пот

Поб

3) «Самоконтроль расчета конструкции по измерению Поб для построения чертежа фартука на свою фигуру».

Формула расчета конструкции

Измерение Поб

36

38

40

42

44

46

48

50

52

ТТ1=Поб:2+10

Для удобства в расчетах измерения Поб определяем до четного числа

V. Вводный инструктаж:

  1. разбор инструкционно – технологической карты: « и косынки» в М 1:1
  2. демонстрация построения чертежа
  3. разбор инструкционной карты «Самоконтроль измерений типовых фигур для построения чертежа фартука».
  4. разбор инструкционной карты «Самоконтроль расчета конструкции по измерению Поб для построения чертежа фартука на свою фигуру».

Текущий инструктаж – целевые обходы:

1. Первый обход – проверка правильности организации рабочих мест (с левой стороны положить линейку, с правой – карандаш, ручку), перед собой - лист бумаги для чертежа.

2. Второй обход – проверка правильности выполнения работы.

3. Третий обход – проверка правильности расчетов.

4. Четвертый обход – проверка правильности построения чертежа.

  1. V. Заключительный инструктаж.

1. анализ характерных ошибок и их причин

2. сообщение оценки работ каждого учащегося.

3. домашнее задание: обвести основной сплошной линией чертеж М 1:1 фартука и косынки.

  1. VI. Уборка рабочих мест.