Делаем презентацию на тему углекислый газ. Презентация на тему углекислый газ
Слайд 1
Проект на тему: «Углекислый газ»
Выполнили ученики 11 «А» класса МБОУ «Школы» №31 Рытикова Алеся, Харахашян Матеос, Хилько Екатерина, Шония Давид, Бицуля Григорий
Слайд 2
I. Строение молекул углекислого газа
Молекулы углекислого газа всегда состоят из двух атомов кислорода и одного атома углерода. Получить молекулу углекислого газа из иного числа атомов углерода и кислорода невозможно. В рамках теории гибридизации атомных орбиталей две σ-связи образованы sp-гибридными орбиталями атома углерода и 2р-орбиталями атома кислорода. Не участвующие в гибридизации р-орбитали углерода образуют с аналогичными орбиталями кислорода p-связи. Молекула неполярная.
Слайд 3
II.Открытие углекислого газа.
Углекислый газ был первым между всеми другими газами противопоставлен воздуху под названием «дикий газ» алхимиком XVI века Вант Гельмонтом. Открытием СО2 было положено начало новой отрасли химии – пневматохимии (химии газов). Шотландский химик Джозеф Блэк (1728–1799) в 1754 году установил, что известковый минерал мрамор (карбонат кальция) при нагревании разлагается с выделением газа и образует негашеную известь (оксид кальция): CaCO3CaO + CO2 Выделяющийся газ можно было вновь соединить с оксидом кальция и вновь получить карбонат кальция: CaO + CO2CaCO3 Этот газ был идентичен открытому Ван Гельмонтом «дикому газу», но Блэк дал ему новое название – «связанный воздух» – так как этот газ можно было связать и вновь получить твердую субстанцию – карбонат кальция. Несколько лет спустя Кавендиш обнаружил еще два характерных физических свойства углекислого газа – его высокую плотность и значительную растворимость в воде.
Слайд 4
III. Физические свойства
Оксид углерода (IV) – углекислый газ, газ без цвета и запаха, тяжелее воздуха, растворим в воде, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы – «сухого льда» . При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется, температура сублимации -78 °С. Углекислый газ образуется при гниении и горении органических веществ. Содержится в воздухе и минеральных источниках, выделяется при дыхании животных и растений. Мало растворим в воде (1 объем углекислого газа в одном объеме воды при 15 °С) .
Слайд 5
IV. Получение углекислого газа
Получение углекислого газа в промышленности: Оксид углерода 2 горит в кислороде и на воздухе с выделением большого количества теплоты: 2СО+О2=2СО2 Таким же способом углекислый газ можно получать и в лаборатории. Оксид углерода 2 является сильным восстановителем, поэтому в промышленности его используют для восстановления железных руд: Fe2O3+3CO=2Fe+3CO2 В промышленности оксид углерода 4 получают при сжигании угля или при прокаливании известняка: СаСО3=СаО+СО2 Получение углекислого газа в лаборатории: В лаборатории СО2 получают действием кислот на соли угольной кислоты Н2СО3: Na2CO3+H2SO4=Na2SO4+CO2+H2O При действии кислот на карбонаты и их растворы происходит выделение диоксида углерода, вызывающего вспенивание раствора: СаСО3+НCl=CaCl2+CO2+H2O
Слайд 6
V. Распознание углекислого газа
Для обнаружения диоксида углерода можно провести следующую реакцию: СаСО3+2HCl=CaCl2+CO2+H2O Твёрдое вещество или раствор, содержащий СО3,действуют кислотой, выделяющий СО2 пропускают через известковую воду (насыщенный раствор Са(ОН)2) и в результате осаждения малорастворимого карбоната кальция раствор мутнеет.
Слайд 7
VI. Применение углекислого газа
Углекислый газ применяют во многих отраслях. Например: 1.Химическая отрасль; 2.Фармацевтика; 3.Пищевая отрасль; 4.Медицина; 5.Металлургическая отрасль; 6.Лабораторные исследования и анализ; 7.Целлюлозно-бумажная отрасль; 8.Электроника; 9.Охрана окружающей среды.
Слайд 8
VII. Нахождение в природе Содержание углекислого газа в атмосфере относительно небольшое, около 0,03% (по объему). Углекислый газ, сосредоточенный в атмосфере, имеет массу 2200 биллионов тонн. В 60 раз больше углекислого газа содержится в растворенном виде в морях и океанах. В течение каждого года из атмосферы извлекается примерно 1/50 часть всего содержащегося в ней CO2 растительным покровом земного шара в процессе фотосинтеза, превращающего минеральные вещества в органические. Основная масса углекислого газа в природе образуется в результате различных процессов разложения органических веществ. Углекислый газ выделяется при дыхании растений, животных, микроорганизмов. Непрерывно увеличивается количество углекислого газа, выделяемого различными производствами. Углекислый газ содержится в составе вулканических газов, выделяется он и из земли в вулканических местностях. Вне земного шара оксид углерода (IV) обнаружен в атмосферах Марса и Венеры – планетах «земного типа».
Слайд 9
Спасибо за внимание!
Дата: Учитель: Омельяненко Ю.А.
Урок из темы №4 «Неметаллы и их соединения».
Урок химии в 9 классе.
Тема урока: Оксид углерода ( IV ): строение молекулы, получение, физические и химические свойства, применение.
Цель урока: сформировать условия для наилучшего усвоения знаний об углекислом газе, его строении, свойствах, получении и биологической роли в жизни живых организмов.
Задачи:
Обучающая
способствовать расширению знаний обучающихся о веществах через изучение оксидов неметаллов, их роли в жизни человека и природы;
формировать умение классифицировать бинарные соединения, составлять их формулы;
познакомить обучающихся с получением и применением оксида углерода (IV );
рассмотреть физические и химические свойства углекислого газа.
Развивающая
способствовать формированию у обучающихся умения ставить цели, определять задачи, анализировать и делать выводы;
развивать внимание, логическое мышление;
формировать умение работать в группе.
Воспитательная
содействовать развитию инициативы учеников, интереса к предмету, культуры общения;
создание благоприятной психологической обстановки;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Умения и навыки обучающихся:
предметные:
Знают строение молекулы углекислого газа и могут определить тип химической связи;
Знают способы получения данного оксида;
Описывают физические и химические свойства оксида углерода (IV );
Понимают значимость этого вещества в жизни живых организмов и планеты в целом.
метапредметные:
- могут обобщить полученную информацию, классифицируют объекты по предложенным критериям;
Умеют формулировать определение, подбирать аргументы;
Выполняют учебное задание в соответствии с целью;
Выполняют учебное действие в соответствии с планом.
личностные:
Оценивают свои учебные достижения;
Развивают интеллектуальные и творческие способности.
Тип урока: Комбинированный урок.
Оборудование: мультимедийный проектор, конверты с дополнительной информацией и вопросами для рефлексии, цветные карточки, карточки для проверки домашнего задания, химические реактивы и оборудование.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Мотивация учебной деятельности.
Ребята, сегодняшний урок я хочу начать словами великого ученого, физика, очень интересного человека Нильсона Бора, который сказал, что противоположности - это не противоречия, это дополнение. Слайд 1. Я очень надеюсь, что на уроке сегодня мы будем прекрасным дополнением друг друга. Давайте продуктивно поработаем и откроем для себя новые знания.
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы говорили с вами об углероде и оксиде углерода (II ) (угарный газ). Я предлагаю проверить, как вы усвоили материал и поработали дома. Выберите ответ «да» или «нет» на предложенное утверждение. Также можете воспользоваться вариантом «не знаю». На карточках для тестирования записываем свою фамилию и заполняем.
Графит – прозрачное кристаллическое вещество, которое является самым твердым веществом из всех природных веществ (нет).
Алмаз и графит являются аллотропными модификациями углерода (да).
Из алмаза делают электроды, так как он проводит электрический ток (нет).
Угарный газ не ядовит (нет).
Углерод может иметь степени окисления в соединениях +2,+4 (да).
Оксид углерода ( II ) - это продукт неполного сгорания углерода (да).
Различие графита и алмаза объясняется различием в строении кристаллической решетки (да).
СО – несолеобразующий оксид (да).
При фотосинтезе поглощается угарный газ (нет).
Углерод с валентностью равной 2 на последнем энергетическом уровне содержит два неспаренных электрона (да). Слайд 2.
Осуществляется взаимопроверка и оценивание. Слайд 3.
Оглашение темы урока.
Ребята, можно ли сказать, что тема углерода завершена, и мы рассмотрели все наиболее важные соединения углерода? Нет, конечно. Мы еще многого не знаем о соединениях углерода, поэтому сегодня продолжим говорить о веществе, содержащем углерод, которое играет огромную роль в жизни все живых существ и планеты в целом. А что же это за вещество сейчас определим с помощью химического эксперимента и знаний о свойствах солей.
Демонстрационный опыт . Взаимодействие карбоната натрия и соляной кислоты. При этом наблюдаем бурную реакцию с выделением пузырьков газа. Правила техники безопасности. Лабораторный способ получения углекислого газа.
Записываем уравнение реакции на доске и делаем выводы, о каком веществе идет речь.
Все мы знаем формулу углекислого газа. А как по номенклатуре можно назвать это вещество? Верно.
Тема урока: Оксид углерода ( IV) .
Изучение нового материала.
Углекислый газ – вещество, которое мы не замечаем, но все ли мы о нем знаем. Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент, а вы подумайте, сможете ли сразу объяснить, что происходит. Слайд 4 . И, еще вот такая история: в Неаполе есть пещера, которая называется «собачья пещера». Когда туда входит собака, она умирает, а человек нет. Что мы должны знать об углекислом газе, чтобы ответить на вопросы.
Ученики формулируют сами:
Физические и химические свойства;
Биологическое значение.
Иногда на некоторые вещи полезно посмотреть с разных сторон. Я предлагаю вам провести наш урок в виде 5 уроков: рисования, естествознания, физкультуры, математики и литературы (внеклассного чтения).
Но для этого необходимо образовать группы.
Метод «случайных групп».
Итак, урок первый – рисование. Перед вами картина неизвестного художника, предположительно второй половины 20 века. Художник был авангардистом, нарисовал нечто. Попробуйте объяснить, что хотел передать художник.
На слайде изображена структурная электронная формулы углекислого газа. Слайд 5 . Тип химической связи, электроотрицательность.
Теперь переходим к естествознанию. Ребята, что это такое? Правильно – это комплекс наук о природе.
1 группа сегодня побудет в роли биологов, и изучить биологическую значимость углекислого газа, свою работу они презентует в виде плаката.
2 группа – это физики. Вам необходимо проанализировать физические свойства углекислого газа и создать небольшую презентацию.
3 группа – рассмотрит, вспомнит химические свойства оксидов, а именно оксида углерода (4) и составит на доске кластер.
Информацию вы можете получить из учебника и конверта, которые получили ваши руководители. Ребята, обратите внимание, вы будете ограничены во времени. На работу у вас есть 10 минут. Для осуществления обратной связи, на столах есть сигнальные карточки. Если нужна моя консультация, поднимите ее. Начинаем.
Презентация работ. Спасибо, молодцы! Ребята, а теперь мы можем объяснить, что за «углекислый снег» фигурировал в видеофрагменте? Почему в пещере погибают собаки?
А теперь переходим к уроку физкультуры. Я предлагаю вам сделать дыхательную гимнастику.
Физкультминутка (дыхательная гимнастика).
Делаем 4 вдоха и выдоха.
Делаем глубокий вдох и два выдоха (4 раза).
Ребята, а когда мы дышим, что выделяем? А как доказать?
Демонстрационный эксперимент (качественная реакция на углекислый газ): в стакане содержится известковая вода, куда опущена трубка. Ученик выдыхает в трубку углекислый газ. Известковая вода должна помутнеть.
Какую реакцию мы только что провели?
Закрепление учебного материала.
Я обещала, что будет урок математики.
Решение задач (подготовка к ГИА).
Питьевая сода (гидрокарбонат натрия), применяющаяся в кулинарии и пищевой промышленности, при нагревании разлагается, и за счет выделения газа тесто разрыхляется. Какой объем углекислого газа (н.у.) выделится при разложении 8,4 г гидрокарбоната натрия?
Домашнее задание.
Ребята, дома ознакомитесь с параграфом 34, сделаете небольшой опорный конспект по теме, а также постарайтесь ответить на вопросы:
Почему люди не могут дышать углекислым газом?
Что такое «тонущее пламя» и в чем суть этого явления?
Это и будет вашим внеклассным чтением.
Рефлексия.
У вас в конвертах есть у каждой группы вопросы, постарайтесь на них сейчас ответить:
Какие чувства возникали во время работы? (любопытство, интерес, удовлетворение от своей работы).
Чему научились? Что узнали нового?
Какие трудности встречались?
Благодаря чему мы достигли результата? (Благодаря сплоченности и т.д.)
Как вы можете связать полученные знания с жизнью?
Ребята, спасибо за урок!
Оценка_______________
Карточка для оценивания ____________________
(За каждый правильный ответ – 0,5 балла; неправильный – 0 баллов)
Оценка_______________
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Оксиды углерода Учитель химии МОУ «КСОШ № 7» Гареева О. И.
Получение оксида углерода (II) Промышленный способ 1. Образуется при горении углерода или соединений на его основе (например, бензина) в условиях недостатка кислорода: 2C + O 2 = 2CO 2. При восстановлении оксида углерода (IV) раскалённым углём: CO 2 + C = 2CO Эта реакция часто происходит при печной топке.
Получение оксида углерода (IV) 1.В промышленности получают обжигом природных карбонатов (известняк, доломит). CaCO 3 = CaO + CO 2 2. В лабораторных условиях получают взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами, например мрамора, мела или соды с соляной кислотой: CaCO 3 + 2HCI = CaCI 2 + H 2 O + CO 2 Для приготовления напитков может быть использована реакция пищевой соды с лимонной кислотой или с кислым лимонным соком.
Физические свойства CO - оксид углерода(II), угарный газ, монооксид углерода Газ, без цвета, без запаха, легче воздуха, мало растворим в воде, намного лучше растворим в спирте, T. пл. -205,02 0 C, Т. кип. -191,5 плотность 1,25 г/л (0 0 C) Очень ядовит! CO 2 - оксид углерода(IV), углекислый газ, диоксид углерода. Газ, без цвета, без запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворим в воде, плотность 1,98 г/л Т.пл. −57 °C), Т, кип −78 °C, возгоняется. Твердый оксид называется «сухим льдом »
Химические свойства оксида углерода (II) При комнатной температуре CO малоактивен, его химическая активность значительно повышается при нагревании и в растворах CO – несолеобразующий оксид 1. При нагревании восстанавливает металлы из оксидов: CO + CuO → Cu + CO 2 2. Горит на воздухе синим пламенем (температура начала реакции 700 °C) : 2 CO + O 2 → 2CO 2 + Q Температура горения CO может достигать 2100 °C.
Химические свойства оксида углерода (IV) CO 2 – кислотный оксид 1.Взаимодействует с водой, образуя нестойкую угольную кислоту (реакция обратимая) CO 2 + H 2 O H 2 CO 3 2. Взаимодействует со щелочами, при этом образуются карбонаты и гидрокарбонаты CO 2 + Ca (OH) 2 = CaCO 3 ↓ + H 2 O CaCO 3 + CO 2 + H 2 O = Ca (HCO 3) 2 3.Взаимодействует с основными оксидами CO 2 + CaO = CaCO 3
Применение оксида углерода (II) Как восстановитель СО применяется в металлургии при выплавке чугуна.
Водяной газ используется как топливо, а также применяется в химическом синтезе - для получения аммиака, высших спиртов и т. п.
Оксид углерода(II) применяется для обработки мяса животных и рыбы, придает им ярко красный цвет и вид свежести, не изменяя вкуса Допустимая концентрация CO равна 200 мг/кг мяса.
Применение оксида углерода (IV) Углекислый газ применяют для газирования фруктовых и минеральных вод, для производства сахара, в медицине для углекислых ванн.
В пищевой промышленности оксид углерода(IV) используется как консервант и обозначается на упаковке под кодом Е290 , а также в качестве разрыхлителя теста.
Баллоны с жидкой углекислотой широко применяются в качестве огнетушителей 1) в портативных огнетушителях; 2) в огнетушительных системах самолетов и кораблей, пожарных углекислотных машинах. Такое широкое применение в огнетушении связано с тем, что в некоторых случаях вода не годится для тушения.
Технологии очистки различных поверхностей гранулами «сухого льда». Очистка форм для литья под давлением с помощью «сухого льда»
Твёрдая углекислота - сухой лёд - используется в ледниках. Жидкая углекислота используется в качестве хладагента и рабочего тела в холодильниках, морозильниках, солнечных электрогенераторах.
Ученые нашли способ, как использовать углекислый газ: из него можно делать поликарбонат, который применяется для изготовления компакт-дисков. Первые DVD и пластиковые бутылки из CO 2 могут появиться в продаже уже через пару лет.
Биологическое значение углекислого газа Оксид углерода (IV) играет одну из главных ролей в живой природе, участвуя во многих процессах метаболизма живой клетки. Углекислый газ атмосферы - основной источник углерода для растений. Растения поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза,
Слайд 1
Углекислый газ
Слайд 2
Строение молекулы
Молекула СО2 линейная, длина двойной связи С=О равна 0,116 нм.
В рамках теории гибридизации атомных орбиталей две σ-связи образованы sp-гибридными орбиталями атома углерода и 2р-орбиталями атома кислорода. Не участвующие в гибридизации р-орбитали углерода образуют с аналогичными орбиталями кислорода p-связи. Молекула неполярная.
Слайд 3
Физические свойства
Оксид углерода (IV) – углекислый газ, газ без цвета и запаха, тяжелее воздуха, растворим в воде, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы – «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется, температура сублимации -78 °С. Углекислый газ образуется при гниении и горении органических веществ. Содержится в воздухе и минеральных источниках, выделяется при дыхании животных и растений. Мало растворим в воде (1 объем углекислого газа в одном объеме воды при 15 °С).
Слайд 4
Химические свойства
Химически оксид углерода инертен.
1. Окислительные свойства
С сильными восстановителями при высоких температурах проявляет окислительные свойства. Углем восстанавливается до угарного газа:
С + СО2 = 2СО.
Магний, зажженный на воздухе, продолжает гореть и в атмосфере углекислого газа:
2Mg + CO2 = 2MgO + C.
Слайд 5
Химические свойства
2. Свойства кислотного оксида
Типичный кислотный оксид. Реагирует с основными оксидами и основаниями, образуя соли угольной кислоты:
Na2O + CO2 = Na2CO3,
2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O,
NaOH + CO2 = NaHCO3.
Слайд 6
Химические свойства
3. Качественна реакция
Качественной реакцией для обнаружения углекислого газа является помутнение известковой воды:
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3↓ + H2O.
В начале реакции образуется белый осадок, который исчезает при длительном пропускании CO2 через известковую воду, т.к. нерастворимый карбонат кальция переходит в растворимый гидрокарбонат:
CaCO3 + H2O + CO2 = Сa(HCO3)2.
Слайд 7
В промышленности – побочный продукт при производстве извести.
В лаборатории при взаимодействии кислот с мелом или мрамором.
При сгорании углеродсодержащих веществ.
При медленном окислении в биохимических процессах (дыхание, гниение, брожение).
Получение
Слайд 8
Получение сахара.
Тушение пожара.
Производства фруктовых вод.
«Сухой лёд».
Получение моющихся средств.
Получение лекарств.
Получение соды, которую используют для получения стекла.
Применение оксида углерода (IV)
Слайд 9
Горение связано с появлением дыма. Дым бывает белым, черным, а иногда – невидимый. Над горячей свечой или спиртовкой поднимается такой «невидимый» дым, называемый углекислым газом.
Чистую пробирку подержи над свечей и улови немного «невидимого» дыма.
Чтобы он не улетел, быстро закрой пробирку пробкой без отверстия. Углекислый газ будет невидим и в пробирке. Сохрани эту пробирку с углекислым газом для дальнейших опытов.
Мы ловим дым
Слайд 10
«Мутная история»
Налей немного известковой воды (чтобы покрыть дно) в ту пробирку, в которую ты уловил углекислый газ от пламени свечи. Закрой пробирку пальцем и встряхни ее. Прозрачная известковая вода стала совсем мутной. В этом виноват только углекислый газ. Если возьмёшь известковой воды в пробирку, в которой не было углекислого газа, и встряхнешь пробирку, то вода останется прозрачной. Значит, помутнение известковой воды является доказательством того, что в пробирке был углекислый газ.
Слайд 11
Из соды выделяется
углекислый газ
Возьми немного порошка соды и подогрей его в горизонтальной укреплённой пробирке. Эту пробирку соедини коленчатой трубкой с другой пробиркой, в которой находится вода. Из трубки начнут появляться пузырьки. Следовательно, из соды в воду поступает какой то газ. Не следует допускать, чтобы стеклянная трубка была опущена в воду после окончания нагрева, иначе вода поднимется по трубке и попадет в горячую пробирку с содой. От этого
пробирка может лопнуть. После того, кок ты увидишь, что из соды при нагревании выделяется газ, попробуй заменить простую воду в пробирке известковой водой.
Она станет мутной. Из соды выделяется углекислый газ.
Слайд 12
Лимонадный газ –
это тоже углекислый газ
Если ты откроешь бутылку с лимонадом или же начнешь её взбалтывать, то в ней появится множество газовых пузырьков. Закрой бутылку с лимонадом пробкой, в которую вставлена стеклянная трубка, и опусти длинный конец трубки в пробирку с известковой водой. Вскоре вода станет мутной. Значит, лимонный газ – это углекислый газ. Он образуется из содержащей в лимонаде угольной кислоты.
Слайд 13
Уксус выгоняет из соды
углекислый газ
Углекислый газ содержит в ряде веществ, но определить его на глаза невозможно. Если ты польёшь уксусом кусочек соды, то уксус сильно зашипит и при этом из соды выделится какой то газ. Если ты положишь кусочек соды в пробирку, нальёшь в нее немного уксуса, закроешь пробкой с коленчатой трубкой и опустишь длинный конец трубки в известковую воду, то убедишься, что из соды так же выделяется углекислый газ.
Слайд 14
Фабрика лимонада
Даже слабая кислота выгоняет из соды углекислый газ. Покрой дно пробирки лимонной кислотой и насыпь поверху нее столько же соды. Смешай эти два вещества. Оба они уживаются, но ненадолго. Высыпь эту смесь в обыкновенный стакан и быстро наполни его свежей водой. Как сильно она шипит и пенится! Как настоящий лимонад. Ты спокойно можешь отпить его. Это абсолютно безвредно, даже вкусно. Надо только в самом начале добавить сахар, просто чтобы было вкуснее.
Слайд 15
Лимонад в кармане
Углекислый газ в напитках увеличивает их освежающее
действие. Ты можешь в любое время приготовить пенящийся лимон. Для этого надо в пробирке смешать 2 кубических сантиметра порошка лимонной кислоты, 2 кубических сантиметра соды и 6 кубических сантиметра истолченного в порошок сахара. Эти
три вещества надо тщательно перемешать, встряхивая, и высыпая на большой лист бумаги. Это количество надо разделить на равные порции. Каждая порция должна быть такой величины, чтобы её можно было покрыть круглое дно пробирки. Каждую порцию заверни в отдельную бумажку, как заворачивают порошки в аптеке. Из
одного такого пакетика можно получить стакан освежающего лимонада.
Слайд 16
Известняк выделяет
углекислый газ
Если при смачивании какого – либо вещества кислотой появляется пена, почти всегда это происходит от выделяющего
углекислого газа. Именно он и образует эту пену. Смоченный известняк шипит и пенится, из него выделяется углекислый газ. Если ты не уверен в этом, сделай опыт: положи кусочек известняка в пробирку и подлей кислоты, затем закрой пробирку пробкой со стеклянной трубкой и опусти длинный конец этой трубки в известковую воду. Вода помутнеет. Существует несколько видов извести. Известняк – это углекислый кальций.
Слайд 17
Тонущее пламя
Согретый углекислый газ, или дым, легок и свободно поднимается в воздух, холодный углекислый газ тяжёл, оседает на дно сосуда и наполняет его постепенно до краёв. В углекислом газе горение невозможно, так как он сам является продуктом горения. Если ты поставишь свечу на дно какого – нибудь сосуда
и некоторое время понаблюдаешь за ней, то увидишь, что пламя вскоре погаснет.
Углекислый газ, преобразовавшийся при горении свечи, постепенно наполнить сосуд до краёв, и пламя «утонет» в углекислом газе.
По химическим свойствам диоксид углерода относится к
кислотным оксидам. При растворении в воде образует
угольную кислоту. Реагирует с щёлочами с образованием
карбонатов и гидрокарбонатов. Вступает в реакции
электрофильного замещения (например, с фенолом) и
нуклеофильного присоединения (например, с
магнийорганическими соединениями).Физические свойства
Оксид углерода(IV) - углекислый газ, газ без запаха и цвета,
при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой
снегообразной массы - «сухого льда». При атмосферном
давлении он не плавится, а испаряется, температура сублимации
−78 °С. Углекислый газ образуется при гниении и горении
органических веществ. Содержится в воздухе и минеральных
источниках, выделяется при дыхании животных и растений.
Растворим в воде (1 объём углекислого газа в одном объёме
воды при 15 °С).Применение
В пищевой
промышленности
углекислота
используется как
консервант и
разрыхлитель,
обозначается на
упаковке кодом
Е290.Углекислый газ
используется для
газирования лимонада и
газированной воды.Жидкая углекислота широко применяется в системах
пожаротушения и в огнетушителях.Углекислота в
баллончиках
применяется в
пневматическом оружии
(в газобаллонной
пневматике) и в качестве
источника энергии для
двигателей в
авиамоделировании.Твёрдая углекислота - «сухой лёд» - используется в качестве
хладагента в лабораторных исследованиях, в розничной торговле, при
ремонте оборудования (например: охлаждение одной из сопрягаемых
деталей при посадке внатяг) и т. д. Для сжижения углекислого газа и
получения сухого льда применяются углекислотные установки.Роль в живых организмах и
влиянияние на них
Углекислый газ получается в результате сжигания или
гниения органических веществ. Оксид углерода
содержится в воздухе и подземных минеральных
источниках. Люди и животные тоже выделяют
углекислый газ при выдыхании воздуха. Растения без
освещения выделяют его, а во время фотосинтеза
интенсивно поглощают. Благодаря процессу
метаболизма клеток всех живых существ оксид
углерода является одним из главных составляющих
окружающей природы.Этот газ не токсичен, но если он скапливается в большой
концентрации, может начаться удушье (гиперкапния), а при его
недостатке развивается противоположное состояние –
гипокапния. Диоксид углерода пропускает ультрафиолетовые
лучи и отражает инфракрасные. Он является парниковым газом,
который непосредственно влияет на глобальное потепление. Это
происходит из-за того, что уровень его содержания в атмосфере
постоянно растет, что и приводит к парниковому эффекту.Интересные факты
Английский учёный Джозеф Пристли в 1767
году заинтересовался природой пузырьков,
которые выходят на поверхность при
брожении пива. Над пивным чаном он
поместил чашу с водой, которую затем
попробовал на вкус, и обнаружил, что она
обладает освежающим действием. Пристли
открыл не что иное, как углекислый газ,
который и сегодня используется при
изготовлении газированных напитков. Через
пять лет Пристли опубликовал работу, в
которой описал более совершенный метод
получения углекислого газа путём реакции
серной кислоты с мелом.Удивительным фактом является то, что не только человек может быть
в состоянии алкогольного опьянения. Ученые обнаружили, что
подобное «пьяное» поведение бывает и у рыб. Только пьянеют они не
от спирта, а от углекислого газа.
Обитатели океана в буквальном смысле теряют голову, если в воде
повышается концентрация СО2.Нарушение координации и
исчезновение чувства опасности – это основные проявления такого
состояния.
Этот странный феномен был обнаружен исследователем
университета Дж. Кука Филиппом Мандейем. Он экспериментировал
с рифовыми рыбами, помещая их в аквариумы, в которых было
повышенное содержание СО2. И подопытные рыбки начинали вести
себя неожиданным образом, например, плыли на запахи хищников.
Йоран Нильссон (коллега исследователя из Осло) предположил, что
углекислый газ при взаимодействии с водой океана повышает ее
кислотность. Поэтому химический баланс рыб нарушается из-за того,
что им нужно поддерживать более высокую концентрацию ионов
внутри клеток. В итоге, создается эффект очень напоминающий
опьянение и они начинают вести себя не адекватно.Средний дом выделяет в два раза больше углекислого газа, чем средний
автомобиль.Сухой лед получил свое название изза внешнего сходства со обычным
льдом. Но это не твердая форма
воды, а углекислого газа (СО2),
который не имеет запаха, вкуса и
цвета. Температура сухого льда
составляет -78,5 градусов Цельсия.
Чаще всего его используют для
охлаждения мороженого или в
генераторах тумана на съемочных
площадках. Испаряясь, сухой лед
снова превращается в газ, охлаждает
воздух и приводит к конденсации
паров воды, что и создает
«туманный эффект».Природное содержание углекислого газа в атмосфере менялось на
протяжении истории между 180 и 300 частями к миллиону
(промилле). Сегодня уровень СО2 колеблется на отметке в 380
промилле, что на 25% большем, чем самый высокий показатель в
естественной среде.
В 1997 году, содержание СО2 в атмосфере увеличилось на 2,87
промилле, данное увеличение было больше, чем в какой-либо
другой год современной истории.
Из недр Земли исходит множество природных испарений, паров
воды, большое количество углекислого газа (СО2) и других газов,
которые, попадая в атмосферу, поглощают солнечную энергию и
излучают её в обратную сторону. Этот тип потепления называется
«естественным парниковым эффектом». «Парниковый эффект»,
вопреки всему прочему, вызывает глобальное изменение климата
из-за повышения концентрации СО2 в атмосфере нашей планеты.Шведский учёный Сванте Аррениус ещё в 1896 году
понял, что производственная деятельность человека
уже превосходит способность Земли к естественному
поглощению углекислого газа
Сжигание ископаемого топлива в настоящее время
добавляет около шести миллиардов тонн углекислого
газа в атмосферу нашей планеты каждый год. Только
половина газов из этих выбросов перерабатывается
лесами и океанами.
Массовые вырубки лесов являются причиной 20%
мирового потепления в результате загазованности,
запрещая реабсорбцию углекислого газа.Атмосфера Земли в настоящее время содержит на 40% больше СО2, чем
до промышленной революции.
Население Соединённых Штатов составляет 5% от мирового сообщества,
но американская нация создаёт спрос на 25% коммерческого потребления
энергии в мире и производит 22% промышленных выбросов углекислого
газа, в сравнении с мировыми.
Около 75% ежегодного прироста содержания углекислого газа в
атмосфере характеризуется сжиганием ископаемого топлива.
Более 20% выбросов углекислого газа приходится на долю бензиновых
двигателей автомобилей. Хотя лидерство по порче экологии всё еще
принадлежит электростанциям на ископаемом топливе.
Значительное повышение СО2 в атмосфере конечно может увеличить
температуру, но не настолько как водяной пар, доля которого составляет
более 90% в основных компонентах для создания парникового эффекта.