Эпоха короля Фахда: годы развития, кризисов и потрясений. Планы на будущее

1 августа с.г. скончался саудовский монарх Фахд бен Абдель Азиз. Время его правления, начавшееся 13 июня 1982 г., можно с полным основанием назвать одним из наиболее важных периодов в жизни его страны. Саудовская Аравия, которая ранее была, если использовать выражение местного политолога, не более чем «феноменом культуры и цивилизации», последовательно обретала черты «государства институтов». Движение в этом направлении не было безоблачно: руководимая королем Фахдом страна преодолевала вызовы и внутреннего, и внешнего (прежде всего регионального) характера. В 1990-е гг. она была поставлена перед необходимостью найти подобающее ей место в радикально изменившейся системе международных отношений.

Фахд был четвертым из занимавших трон в королевстве сыновей основателя саудовского государства короля Абдель Азиза Ибн Сауда. Как и для его предшественников (Сауда, Фейсала и Халеда), условием его прихода к власти было достижение консенсуса не только между различными фракциями потомков Ибн Сауда, но и между иными, не менее многочисленными внутрисаудовскими «центрами силы», представленными прежде всего семейством Аль Аш-Шейх, возводящим себя к реформатору аравийского ислама М. Абдель Ваххабу. Тем не менее в ряду своих коронованных предшественников (исключение, но только в определенной мере, представлял, быть может, король Фейсал) Фахд занимал особое место. Его положение определялось в первую очередь тем, что он значительно лучше, чем первые наследники короля - основателя государства, знал окружавший его страну мир и строил внутреннюю и внешнюю политику своей страны в соответствии с основополагающими тенденциями развития этого мира. Впрочем, приход Фахда к власти положил начало правлению той группы королевской семьи, представители которой инициировали процесс реформ и саудовского государства, и саудовского общества.

Этот мир открылся недавнему саудовскому королю еще в 1945 г., когда он как член делегации королевства представлял свою страну на учредительной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Узнавание мира продолжалось и в дальнейшем, этому способствовали посты, которые занимал Фахд в правительственных структурах королевства – министр просвещения, министр внутренних дел и, наконец, наследник престола в эпоху правления короля Халеда. Однако, представляя себе расстановку сил в мире, Фахд отстаивал собственное видение роли и места своей страны в нем, предполагавшее прежде всего сохранение ее внутренней стабильности, немыслимое без решения наиболее принципиальных проблем развития ближневосточного региона. Кроме того, это был период серьезных политических осложнений внутри страны. Необходимо было не только преодолеть последствия шиитских волнений, прошедших в 1970-х гг. в Восточной провинции, но и противостоять той части внутренней оппозиции (захват Главной мечети в Мекке в 1979 г. был наиболее ярким проявлением активности местных исламских группировок), которая действовала под традиционными для официальной саудовской идеологии религиозными лозунгами. Действия соседних стран – одной из них был постшахский Иран, вносили весомую лепту в процессы дестабилизации ситуации в королевстве.

Более того, конец 1970 – 1980-х гг. отличался все большей нестабильностью в региональном арабском, ближне- и средневосточном пространстве, рассматривавшемся Саудовской Аравией в качестве зоны ее непосредственных внешнеполитических интересов. Советское военное вмешательство во внутренние дела Афганистана создавало, как считали в королевстве, возможность коренного изменения соотношения сил в региональном масштабе. Гражданская война в Ливане, одной из активных сторон которой выступала ООП, и вмешательство в нее Израиля, стремившегося найти решение проблем безопасности своих северных границ, создавали угрозу вспышки новой арабо-израильской войны. Иракская же агрессия против Кувейта в августе 1990 г. несла в себе уже прямую угрозу безопасности Саудовской Аравии и ее доминированию в Совете сотрудничества арабских государств Залива.

Видение Фахдом системы международных отношений должно было учитывать как реалии внутренней ситуации в Саудовской Аравии, так и резкое возрастание уровня конфликтности в прилегающих к ее территории регионах. В воззрениях Фахда мусульманский мир оставался в центре системы международных отношений. Но этот мир, по его мнению, «страдал от распада моральных ценностей, роста притеснений, экономического и социального дисбаланса». В этом мире, как он говорил, «потеряны принципы права и утрачена справедливость. В нем распространяются насилие, безнравственность и тирания. Он стал миром, где правит лишь коварство, использующее язык… насилия ради господства над слабыми народами, захвата их земли и попрания их прав».

Преодоление внутренней и региональной нестабильности требовало от Саудовской Аравии, как не раз после 1982 г. говорил ее монарх, усиления роли королевства в интересах сплочения арабского и исламского мира. Стремясь к развитию более широких контактов «между арабскими и мусульманскими братьями», подчеркивал Фахд, «королевство будет содействовать укреплению их связей с дружескими государствами всего мира». Залогом этого становилась «все возрастающая роль королевства на международной арене благодаря нефти и участию в мировой валютной политике». Саудовская Аравия должна была стать основным финансовым донором для стран мусульманского региона. Но речь шла не только об этом - саудовское стремление играть ведущую роль в арабо-мусульманском регионе в конечном итоге было направлено на то, чтобы содействовать созданию прочного взаимодействия между этим регионом и ведущими центрами мирового развития – «дружественными» государствами, в ряду которых были прежде всего США. Если королевство уже стало неотъемлемым элементом мирохозяйственных связей и частью глобального миропорядка, то в равной мере в эти связи и миропорядок должны были включиться и страны, видевшие, как считал Фахд, в Саудовской Аравии государство, где располагались святыни ислама, «служителем» которых выступал саудовский монарх. В свою очередь, включение этих стран в современный миропорядок было немыслимо без активного участия королевства в поддержании стабильности в сфере производства и потребления нефти. Саудовское королевство все более осознавало себя гарантом этой стабильности.

Еще до того, как Фахд взошел на саудовский трон, он выступил едва ли не с самой принципиальной для арабского регионального сообщества инициативой решения арабо-израильского конфликта. 8 августа 1981 г. в марокканском Фесе в ходе ХП саммита ЛАГ будущий король представил саудовский план ближневосточного мирного урегулирования, впервые поставивший вопрос о возможном общеарабском признании Израиля. Последовательность саудовского курса, превращавшего королевство в посредника между Западом и арабо-мусульманским миром, была очевидна. Активное неприятие советского военного присутствия в Афганистане и поддержка движения моджахедов, настойчивые действия в направлении урегулирования внутриливанского конфликта (23 октября 1989 г. в саудовском Таифе противоборствующими ливанскими сторонами было подписано соглашение, прекращавшее гражданскую войну) были наиболее яркими проявлениями саудовской политики в тот период.

В равной мере это относилось и к саудовской позиции в период ирано-иракской войны – первого, по сути дела, серьезного внешнеполитического испытания, с которым столкнулся Фахд и которое потребовало от монарха проведения реалистичной политики, способной не только обезопасить его государство, но и не допустить распространения военных действий на страны - члены Совета сотрудничества. Наконец, позиция королевства в период кувейтского кризиса (включая и ее финансовый аспект, в том числе касавшийся и Советского Союза) четко доказывала, что руководимое Фахдом государство готово стать союзником тех членов мирового сообщества, которые полны решимости внести свой вклад в дело освобождения жертвы иракской агрессии.

Курс Фахда на последовательную защиту национальных интересов и сохранение стабильности королевства был бы неэффективен без активизации усилий возглавлявшегося им государства, направленных на осуществление экономической модернизации королевства. Время правления короля Фахда – это в первую очередь эпоха создания инфраструктуры, необходимой для этой модернизации. Наиболее серьезные достижения этой эпохи: несомненно, строительство комплекса нефтехимических предприятий в Джубейле и Янбо, создание современной сети морских портов, шоссейных дорог и аэропортов на территории всей страны. Одновременно эпоха Фахда знаменовала собой начало серьезного поворота к «саудизации», то есть к все большему использованию национальной рабочей силы в развитии промышленности, сельского хозяйства, системы здравоохранения и образования.

Но наивысшей точкой модернизационных реформ времени Фахда стали преобразования в политической сфере. В начале 1990-х гг. в королевстве были введены в действие четыре важнейших закона - Основной закон правления, Закон о Консультативном совете, Закон об управлении провинциями и Закон о Совете министров, ставших, по сути дела, конституционными актами королевства. Страна последовательно менялась, в ней возникали предпосылки для создания парламентской монархии, появлялись реально действующие институты исполнительной власти, закладывались основы регионального самоуправления. Но, быть может, введение этих конституционных актов подтверждало все более последовательно проявлявшую себя тенденцию во внутренней жизни Саудовской Аравии – введение в систему государственной власти и (хотя на консервативно-охранительной основе) в процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений нового «образованного класса», развитие которого все более усиливалось в результате широкого комплекса модернизационных преобразований.

Саудовская политическая система более не выглядела как застывшая, опирающаяся только на два «центра силы» - королевское семейство и институционализированную страту улемов, представленную семейством Аль Аш-Шейх. В нее активно и целенаправленно входили поощряемые государством и его высшим руководством новые и, по сути дела, разночинные элементы, полем деятельности которых становился Консультативный совет. Официально провозглашенный в начале 2000 г. курс на реформирование государства и общества сделал тенденцию на введение этих элементов в систему государственного управления устойчивой и необратимой, что доказало проведение в 2005 г. первых в истории королевства муниципальных выборов. Этот курс во многом усиливал новые группы влияния в саудовском обществе, представленные в первую очередь его предпринимательскими кругами, ставившими и реализовывавшими идею диверсификации национальной экономики и на этой основе - расширение круга внешнеполитических партнеров королевства. Менялась как внутренняя, так и внешняя политика Саудовской Аравии, действительно становившейся едва ли не ведущим государством арабо-мусульманского мира, активно проводящим собственный курс в процессе развития взаимоотношений с ведущими акторами (США, ЕС, Россия, Китай, Япония) мирового сообщества.

Этот реформаторский курс последних лет правления Фахда (проведение которого тесно связывается с именем в то время наследного принца Абдаллы бен Абдель Азиза) проходил в условиях коренного изменения и региональной, и международной ситуации. При этом саудовское руководство не всегда верно оценивало последствия крушения биполярной системы международных отношений. Напротив, в его деятельности сохранялась инерция старого, определявшегося сложившейся ранее ориентацией на США, мышления и практики действия. Эта инерция проявляла себя в первую очередь в расширении системы религиозной благотворительности, направленной на поддержку сил, открыто апеллировавших к исламским лозунгам как средству изменения сложившейся системы политических отношений. Отношения с режимом движения Талибан в Афганистане, финансирование групп палестинских экстремистов, как и «специфическая» деятельность саудовских фондов в России, на постсоветском и постюгославском пространстве, - все это было наиболее ярким проявлением инерции этого мышления и практики. Ее естественным итогом стало присутствие саудовских граждан среди тех, кто осуществил акции 11 сентября 2001 г. в городах США, а также появление значительной группы «арабских афганцев», действовавших в Кашмире, Чечне и Боснии. В течение нескольких последних лет эта деятельность была перенесена на территорию королевства.

Были ли успешны последние годы правления короля Фахда? Иными словами, смогло ли саудовское руководство преодолеть эту инерцию прошлого? Ответ на эти вопросы, несомненно, положителен.

Саудовская Аравия не только член антитеррористической коалиции, в которой представлены ведущие «центры силы» современного мира. Она является эффективным участником, вносящим свой позитивный вклад в дело реконструкции послевоенного Афганистана и Ирака, как и в процесс арабо-израильского урегулирования, включая и его палестинский аспект. Однако главное, видимо, в другом, - королевство смогло сохранить (и даже упрочить) свою роль ведущей державы арабо-мусульманского региона, последовательно содействующей его вхождению в систему глобальных международных отношений и мирохозяйственных связей. Естественно, что, содействуя этому процессу, Саудовская Аравия (это связано в первую очередь с проблемой арабо-израильского урегулирования) стремится реализовать собственные национальные интересы, среди которых прежде всего сохранение роли ведущего «центра силы» в границах ближневосточного геополитического пространства. Наконец, королевство осталось принципиально важным актором мирового рынка нефти, где оно последовательно выступает в качестве поборника его стабильности.

Иными словами, эпоха короля Фахда окончательно сформировала саудовскую внутреннюю и внешнюю политику. Ее содержание – продолжение консервативно-охранительного курса на развитие модернизации и реформ в общественно-политической сфере. В области же взаимодействия с окружающим миром этот курс, традиционно оформляемый указаниями на его «умеренность» и стремление к «достижению консенсуса», предполагает укрепление региональной стабильности как неотъемлемого элемента стабильности международных отношений в целом. При этом в качестве важнейшей части этого курса выступает противодействие международному терроризму и реалистичность в подходах к решению проблем, связанных с поставками энергоносителей на мировые рынки.

Изменится ли этот курс с приходом к власти нового саудовского монарха Абдаллы бен Абдель Азиза? Ответ на этот вопрос не может не быть отрицательным, что связано в первую очередь с тем, что новый король является во многом архитектором этого курса.

Но, быть может, проведение этого курса будет замедленно? В конце концов, саудовская королевская семья многочисленна, она состоит из различных, конкурирующих между собой фракций и кланов. Действительно, после смерти короля-основателя Саудовской Аравией последовательно правили выходцы из той фракции семьи Абдель Азиза Ибн Сауда, которые традиционно рассматриваются в качестве представителей клана Судейри. Теперь же к власти в королевстве (впервые) пришел выходец из клана Шаммар. Не возникнут ли в этой связи серьезные межклановые противоречия, которые затруднят (если не сведут на нет) реальность этого курса?

Разумеется, противоречия между фракциями саудовского королевского семейства - серьезный вопрос. Более того, эти противоречия – неотрицаемая реальность. Но было бы абсолютно бесплодно, рассматривая потенциальную возможность преемственности саудовского курса, ограничиваться только указанием на их существование. В конце концов, это ограничение предполагает, что Саудовская Аравия - застывший «цивилизационный феномен», абсолютно неспособный эволюционировать. Предшествовавшие же годы доказали абсурдность этого предположения.

Конечно, появление Абдаллы на вершине саудовского политического истеблишмента в качестве наследного принца (он был назначен на эту должность указом короля Фахда от 13 июня 1982 г.) было итогом достижения консенсуса между различными фракциями королевской семьи, одобренного кланами Аль Аш-Шейх. Более того, сама возможность его выдвижения к вершине политической власти определялась более ранним этапом борьбы группировок внутри королевской семьи.

Родившийся в 1924 г., принц Абдалла в 1964 г. указом короля Фейсала был назначен главой Национальной гвардии и стал таким образом руководителем военной опоры королевского режима. В 1974 г. на основе указа короля Халеда Абдалла, сохранивший пост главы Национальной гвардии, стал заместителем председателя (им был тогда король Халед) Совета министров королевства, то есть фактически вторым лицом в государстве. Не стоит ли предположить, что союз кланов Судейри и Шаммар (а в дальнейшем и возвышения Абдаллы) оказался итогом внутренних раздоров в самом клане Судейри, связанных с возникновением в 1960-х гг. ориентированной на «революционный» Египет Г.А. Насера группы саудовских «красных принцев» во главе с Талялем бен Абдель Азизом? Однако что это меняет в нынешней саудовской ситуации?

Указом теперь уже короля Абдаллы бен Абдель Азиза от 2 августа 2005 г. назначен новый саудовский наследник престола. Им стал Султан бен Абдель Азиз, представитель все того же клана Судейри, с 1962 г. занимающий пост министра обороны и авиации, а также генерального инспектора королевства. Сохранилась традиционная структура соотношения сил на вершине политической власти, на этот раз юридически оформленная Основным законом правления. Саудовская королевская семья принесла присягу верности новому королю и назначенному им наследнику престола. Будет ли это соотношение сил в обозримом будущем нарушено? В этом также приходится сомневаться.

Саудовский «правящий класс» (включая королевскую семью и семью Аль Аш-Шейх) объединен сегодня необходимостью противостоять действующей под исламскими лозунгами оппозиции. Он объединен и общим видением необходимости дальнейшего проведения курса на реформирование государства и общества, что не раз подчеркивалось принцем Султаном. Этот «класс» не кажется внутренне раздробленным и в связи с решением задачи, которую он считает в настоящее время насущно важной для искоренения исламской оппозиции, – борьбы с бедностью. Существование бедности официально признано истеблишментом, содействовавшим разработке «Стратегического плана» ее ликвидации. Более того, все фракции заинтересованы в достижении взаимопонимания с приходящими во власть представителями третьего «центра» внутренней саудовской политики – образованными разночинцами, для которых нынешний король остается «знаменем» осуществления реформаторских перемен.

Этот «класс» ни в коей мере не раздроблен в связи с проблемой продолжения участия королевства в деятельности международной антитеррористической коалиции. Напротив, заявив о поддержке предстоящего чрезвычайного саммита ЛАГ в Шарм-аш-Шейхе, в повестку дня которой вынесен вопрос о борьбе с международным терроризмом, Саудовская Аравия вновь выступила в качестве государства, объединяющего арабский мир (важный элемент мусульманского мира) на основе этой борьбы и таким образом включающего его в деятельность всего мирового сообщества. Резкое осуждение саудовским руководством террористов, расправившихся с работавшими в Багдаде алжирскими дипломатами, заставляет предполагать, что королевство в ходе работы этого саммита вновь подчеркнет необходимость активизации региональных усилий в интересах прекращения насилия в Ираке. И скорее всего, при саудовском участии этот саммит выдвинет новые инициативы в отношении палестино-израильского противостояния в свете курса А. Шарона на вывод израильских поселений из сектора Газы и поддержки администрации М. Аббаса в ее конфликте с «Хамасом» и «Исламским джихадом». Наконец, последние заявления короля Абдаллы и наследного принца Султана заставляют предполагать, что наиболее существенным вкладом королевства в деятельность антитеррористической коалиции станет все та же взвешенная саудовская позиция по вопросам, касающимся энергоносителей и мирового рынка нефти.

Движение, инициированное эпохой короля Фахда, будет продолжено. В определяющий это движение внутри- и внешнеполитический курс будут, несомненно, вноситься коррективы. Это естественно, поскольку будет меняться и региональная, и международная ситуация. Тем не менее основополагающие элементы этого курса останутся неизменными, прежде всего потому, что они определяются задачами развития королевства и его национальными интересами, сегодня в значительно меньшей мере, чем раньше, испытывающими зависимость от воли того или иного представителя высшего эшелона политического истеблишмента страны.

Саудовская Аравия погрузилась в траур. Утром в понедельник стало известно, что после тяжелой и продолжительной болезни, в возрасте 80 с лишним лет, скончался король Фахд бин Абдельазиз аль-Сауд. В 1995 году монарх перенес тяжелый инсульт, после которого фактически отошел от управления страной. С тех пор вся власть была сосредоточена в руках наследного принца Абдуллы, который уже объявлен преемником покойного.

"С печалью и грустью Королевский двор от имени наследного принца, заместителя премьер-министра и командующего Национальной гвардией Абдуллы бин Абдельазиза, от имени всех членов семьи, а также от имени нации, объявляют о смерти Хранителя двух Святых Мечетей короля Фахда бин Абдельазиза", - говорится в опубликованном обращении Королевского двора.

Мирная смена власти

О смерти монарха стало известно рано утром. Одним из первых зарубежных правителей, которого проинформировали о случившемся, стал президент США Джордж Буш. Саудовская Аравия обладает огромными запасами нефти и является ее крупнейшим мировым экспортером. Кроме того, для США королевство - один из ключевых партнеров в арабском мире. На территории страны размещены американские военные базы, которые сыграли значительную роль при подготовке вторжения в Ирак.

С конца мая Фахд находился в госпитале имени короля Фейсала. По некоторым данным, у монарха была острая форма воспаления легких с дальнейшими осложнениями. Периодически официальные источники заявляли, что здоровье Фахда идет на поправку и его вот-вот выпишут. Но все понимали, что дело идет к неизбежной развязке.

Ожидавшегося дележа обширного семейного наследства не случилось. Фактический правитель Саудовской Аравии Абдулла официально стал королем. Наследным принцем теперь назначен министр обороны принц Султан.

Королевская участь

Фахд был одним из семи сыновей первого короля Саудовской Аравии Абдельазиза и его любимой жены Хассы - одной из 22 жен основателя династии аль-Саудов. Королями также были трое братьев Фахда, один из которых был свергнут в ходе государственного переворота, а другой - убит в результате заговора. У самого Фахда было всего пять жен, которые родили ему шесть сыновей и четырех дочерей.

Фахд взошел на трон в 1982 году. Он стал пятым королем Саудовской Аравии в трудное для монархии время. Страна начала терять свое влияние в мусульманском мире после появления в 1979 году Исламской республики Иран. Консервативные круги обвиняли правящую семью в том, что она слишком либеральна и подвержена западным ценностям, чтобы руководить государством, на территории которого расположены важнейшие мусульманские святыни.

На рубеж 1970-80-х годов пришлось зарождение современного исламского экстремизма. Это явление дополнительно подпитывалось противостоянием СССР и США в регионе. И одним из главных дестабилизирующих факторов стала война в Афганистане. Именно там сделал себе имя в качестве идеолога экстремистов Осама бин Ладен - выходец из богатой саудовской семьи.

Фахд, как сказано в его официальной биографии, активно поддерживал моджахедов, боровшихся с советскими войсками. Саудовская Аравия перечисляла на поддержку воинов джихада крупные суммы денег, а в стране был объявлен призыв добровольцев, желающих постоять за честь истинной веры.

На протяжении всей своей карьеры Фахду приходилось лавировать между местными религиозными консерваторами, с одной стороны, и западными союзниками - с другой. Для укрепления своего авторитета саудовский монарх добавил себе титул Хранителя двух Святых мечетей - наиболее почитаемых в исламском мире усыпальниц, находящихся в Мекке и Медине. Ежегодно миллионы мусульман совершают паломничество-хадж, чтобы побывать в месте упокоения пророка Магомета - основателя ислама.

Кроме того, Фахд учредил в стране полицию нравов, которая следит за соблюдением законов шариата (эти законы, в частности, предписывают женщинам в обязательном порядке носить паранджу и не общаться с мужчинами вне пределов семьи. Также королевский двор начал передавать многомиллионные пожертвования различным религиозным фондам и спонсировать крупные исламские университеты.

В то же время Фахд согласился разместить на территории королевства американские военные базы после иракского нападения на Кувейт в 1990 году. Этот шаг вызвал резкие протесты радикалов, которые не утихают до сих пор. Все это стало питательной средой для формирования террористических ячеек на территории королевства.

Король-реформатор?

Между тем Абдулла, фактически, как уже говорилось, пришедший к власти в 1995 году, занимает более жесткую позицию по отношению к экстремистам. Он также продолжил развивать партнерские отношения с Вашингтоном, выстроенные Фахдом. Свою приверженность борьбе с терроризмом Абдулле пришлось доказывать после терактов 11 сентября 2001 года в Америке. Тогда пятнадцать из девятнадцати террористов, угнавших пассажирские самолеты и направивших их на здания Всемирного Торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне, оказались гражданами Саудовской Аравии.

По мнению Белого дома, немалая доля вины за рост исламского экстремизма лежит на ваххабитах, которые являются приверженцами наиболее консервативной разновидности суннитского направления в исламе. Это течение является в Саудовской Аравии официальной религией.

Абдулле в итоге пришлось возглавить борьбу с радикалами уже в собственной стране. В мае 2003 года террористы взорвали бомбы в жилых кварталах столицы страны Эр-Рияда, где проживали западные специалисты. Вслед за этим по стране прокатилась целая волна нападений, совершенных последователями бин Ладена.

В ответ саудовские спецслужбы провели ряд карательных операций против экстремистов. Кроме того, Абдулла развернул кампанию против тех проповедников, которые выступают с оправданиями терактов.

Абдуллу считают одним из основных инициаторов реформ в королевстве, где за время правления Фахда накопилось большое количество социальных и политических противоречий. Однако против серьезных изменений выступают как мусульманские священнослужители, так и многие члены королевской семьи. Именно они настояли на том, чтобы Фахд оставался на троне до самой смерти, чтобы юридически не передавать бразды правления Абдулле раньше времени.

Новому королю предстоит продолжить борьбу с исламским экстремизмом, представители которого придерживаются не только антизападных, но и антимонархических взглядов. Также Абдулле придется найти способы противостояния все возрастающей коррупции среди членов постоянно прибывающей королевской семьи. Ведь Саудиты, как известно, привыкли распоряжаться национальными богатствами страны, как своими собственными.

Соглашение о строительстве объекта было подписано 8 июля 1981 года; само строительство началось через год. Первый камень в основание моста 11 ноября 1982 года заложили главы государств король Фахд и эмир Иса ибн Салман аль-Халифа. Мост был построен к 1986 году; 25 ноября состоялось торжественное открытие сооружения. Проект полностью финансировался Саудовской Аравией и обошёлся в 1,2 миллиарда долларов США.

В феврале 2003 года на мосту короля Фахда бахрейнской полицией было арестовано пять человек, подозреваемых в связях с террористической организацией Аль-Каида. В марте 2011 года мост короля Фахда позволил оперативно перебросить 1000 саудовских военнослужащих и 500 полицейских ОАЭ для борьбы с беспорядками в Бахрейне.

Комплекс мостов

Комплекс мостов делится на три части: сочетание трёх мостов, ведущих из Эль-Хубара на искусственный остров на границе Саудовской Аравии и Бахрейна (в их число входит самый длинный мост, длиной 5194 м); мост, ведущий с искусственного острова на остров Умм аль-Насан; и ещё один мост, связывающий Умм аль-Насан с островом Бахрейн.

Проложенная по мосту четырёхполосная дорога простирается на длину более 25 километров.

Планы на будущее

В настоящее время идет строительство второго моста, который, возможно, станет еще одним мировым рекордом и свяжет Бахрейн с Катаром. Новый мост будет иметь длину в 40 километров, из которых 4 километра уже построено со стороны Бахрейна и 2 километра со стороны Катара.

Этот новый проект избавит катарцев и бахрейнцев от необходимости транзита пассажиров и грузов через территорию Саудовской Аравии. Сам же мост станет настоящим шедевром инженерной мысли.По этому мосту пойдут не только автомобили, но и поезда!

Проект обещает быть более чем грандиозным. Но богатым арабам Залива стоит поторопиться - китайцы вовсю ведут строительство гигантского моста Weinan Weihe, чья протяженность будет вдвое большей, чем у бахрейнцев с катарцами.

Как добраться





Легко и сложно одновременно. Дело в том, что общественного транспорта на границу нет, исключая международные автобусы Манама - Даммам, но Вам придется оплатить весь путь, хотя выходить будете на середине дороги. Впрочем, для одиночки даже это не плохой вариант ($10-15 и обратно за меньшую сумму с любым другим автобусом идущим в обратном направлении, их очень много), ибо альтернатива только такси ($40-50 из Манамы и обратно).

Если Вы водите, можно взять в прокат машину, которая обойдется всего в $30-35 в день, и это даст Вам возможность посетить самые удаленные части острова. Посещение смотровой башни стоит 0,5 динара ($1,3), и в эту стоимость входит cтаканчик кофе в ресторане.

Саудовская Аравия играет весьма заметную роль в политической жизни Ближнего и Среднего Востока. А подданные гордятся бурным подъемом королевства и связывают его с именем короля - Фахда Абдель Азиза Ас-Сауда.

* * *

Само название страны - Саудовская Аравия - означает, что она контролируется кланом Ааль Сауд. Он берет свое начало от одного из крупнейших племен Энизах, проживавших на Аравийском полуострове, в Ираке и Сирии. Клан Саудидов с его ответвлениями, и так достаточно многочисленные в период собирания аравийских земель вокруг Эр-Рияда, вырос, используя полигамию, настолько, что превратился в "господствующее племя", в котором только мужчин насчитывается свыше пяти тысяч.

Отец нынешнего короля (он же первый монарх Саудовской Аравии) Абдель Азиз ибн Сауд родился 5-го декабря 1880 года. Именно он после длительной и трудной борьбы провозгласил 23 сентября 1932 года (21 числа месяца Джумада Аль-Уля 1351 года Хиджры) создание Королевства Саудовская Аравия.

Надо сказать, что племена в политике Абдель Азиза и его преемников всегда были главной опорой правящей династии, важным источником власти, носителями особого саудовского стиля жизни и хранителями традиции. Сам монарх уделял значительное внимание семейным связям, которые усиливали его власть в королевстве. Его кузены, одного с ним возраста и опыта, становились преданными помощниками, другие родственники - советниками.

Однако главным способом обеспечения лояльности были браки Абдель Азиза. Он никогда не превышал лимит в четыре жены, хотя позднее позволял себе "определенные вольности в подобных вопросах". Причем, не совсем строго по правилам: Кроме законных жен, у него было много наложниц. Он также "цементировал" свои отношения с покоренными кочевниками путем заключения бесчисленных браков с дочерьми шейхов покоренных племен.

Семейные связи Абдель Азиза образовали сложную сеть, опутавшую аравийских кочевников. Желая подчеркнуть связь своей власти с традиционными лидерами, он принял титул "шейх аль-машаих" - "шейх шейхов".

Абдель Азиз ибн Сауд скончался 9 ноября 1953 года, отдав 31 год своей жизни борьбе за объединение Саудовской Аравии и обеспечив стране безопасность, мир и стабильность. Более двадцати лет он посвятил делу прогресса и всестороннего развития королевства. Он умер, заложив основы для процветания государства.

Покойный монарх оставил после себя 45 законных сыновей. Большинство из них, здравствующих и по сей день, составляют костяк правящей семьи и занимают ключевые посты в королевстве.

* * *

Нынешний правитель Саудовской Аравии Фахд (самый старший из сыновей Абдель Азиза) вступил на трон в июне 1982 года после смерти своего брата короля Халеда. Он возглавил королевство, имея за плечами почти два десятилетия первоклассного опыта. В годы правления короля Фейсала (1964 - 1975) он хорошо зарекомендовал себя на посту министра иностранных дел. Став в марте 1975 года наследным принцем во время пребывания у власти слабого здоровьем Халеда, фактически управлял государством.

Фахд родился в 1922 году и как "принц крови" получил основательное светское и религиозное образование. Его мать - Хоса Ахмед, происходящая из могущественного феодального клана Судайри, с особой настойчивостью готовила своих сыновей к управлению государством.

Король Фахд возглавляет так называемую "семерку Судайри". Вместе с ним в нее входят шесть его родных братьев. Тесно связанные друг с другом и занимающие ключевые посты в королевстве, они образуют влиятельную группу, своего рода "тайный совет саудовской короны", который принимает решения по особо важным вопросам. Именно эта группа избирает короля - как правило не сына, а брата умершего или низложенного монарха. Она же избирает наследного принца.

Фахд - опытный политический деятель, превосходно знающий проблемы Ближнего Востока. В прошлом ему не раз приходилось возглавлять саудовскую делегацию в Лиге арабских стран. При короле Фейсале он вел все дела с Соединенными Штатами Америки. В 1974 году подписал саудовско-американское соглашение о сотрудничестве. Видимо, именно по этой причине американская печать стала называть его "верным другом Америки".

Фахд действительно стоял у истоков особых отношений Эр-Рияда с Вашингтоном. Именно ему принадлежат слова: "США - не только наш важнейший потребитель нефти и поставщик новейшей технологии. Америка - наш надежный партнер!"

Но саудовско-американские отношения не всегда были безоблачными.

1978 год: В Вашингтоне объявили о предстоящих переговорах между Египтом и Израилем в Кемп-Дэвиде. Фахд не скрывал своего положительного отношения к предстоящему диалогу под патронажем США. Он надеялся, что Вашингтон окажет давление на еврейское государство и добьется от него уступок законным требованиям арабов.

Арабы пожертвовали всем, чем могли, - говорил Фахд. - Теперь жертвы должна принести другая сторона, то есть Израиль.

Увы, соглашения и договоренности, обнародованные после Кемп-Дэвида, разрушили надежды Фахда. Смысл этих соглашений сводился к тому, что арабам предстояли новые жертвы. Он понял, что сущность достигнутых там соглашений в значительной степени ущемляла интересы арабского мира, что президент США Джимми Картер, израильский премьер-министр Менахем Бегин и египетский президент Анвар Садат уготовили Саудовской Аравии второстепенную роль в делах Ближнего Востока.

Реакция королевства на этот антиарабский крен в ближневосточном урегулировании был - по крайней мере по форме - традиционно сдержанной, но страна не приняла Кемп-Дэвида. Этого Картер от Фахда не ожидал. Впервые за многие годы четко обозначились саудовско-американские разногласия. Кое-кто даже заговорил о столкновении интересов Саудовской Аравии и Соединенных Штатов.

Долгие годы Эр-Рияд не выступал с собственными инициативами по урегулированию ближневосточного конфликта. Наконец, в августе 1981 года Фахд выдвинул план установления мира на Ближнем Востоке из восьми пунктов. Но его инициатива не получила поддержки со стороны радикальных режимов, так как в нем не упоминалось о роли Организации освобождения Палестины и содержалась косвенная готовность признать Израиль.

* * *

Заняв саудовский трон, король Фахд начал активно привлекать к управлению страной молодых представителей семьи. Особенно это проявилось в местном управлении. Сыновья и полные братья нового монарха заняли места губернаторов основных провинций. При Фахде продолжалась практика делегирования полномочий министерствам и другим органам как центрального, так и местного самоуправления.

В первые годы правления король Фахд, до сих пор стремящийся преобразовать влиятельную и консервативную религиозную общину своей страны, призывал исламских богословов "пересмотреть в современном свете некоторые из основополагающих законов и догматов ислама". Саудовская Аравия, как известно, придерживается пуританского варианта ислама - "ваххабизма" (по имени основателя Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба, выступившего в начале 18-го века против любых новшеств в богословии и требовавшего очистить ислам, вернуть ему первозданный мир).

Вахд высказал предположение о том, что практика "иджтихада", или обновление интерпретации учения пророка Мухаммеда богословами, "могла бы содействовать приспособлению законов ислама к современным условиям жизни". Эта практика, кстати, была прекращена богословами-суннитами в конце 9-го века. По его мнению, "исламский мир сталкивается с множеством новых обстоятельств, множеством не нашедших ответа вопросов и накопившихся проблем, которые необходимо решать".

Предложение саудовского монарха тем более интересно, что, едва заняв трон, он предоставил религиозным деятелям возможность безгранично ужесточать нормы ваххабизма. Его первые указы были направлены на усиление сегрегации женщин и мужчин на работе, а также требовали от предпринимателей в течение дня выделять для своих служащих время на молитву.

Проживавшие в королевстве иностранцы высказывали немало предположений о том, почему король предоставляет такую свободу религиозным деятелям. Кое-кто предполагал, что это реакция на упреки в недостатке благочестия у него самого в молодые годы. По другим предположениям, король старался выиграть время и в конце концов ограничить влияние религиозной верхушки.

Монарх - по-прежнему центральная фигура в системе политической власти в Саудовской Аравии. Он одновременно является имамом, главнокомандующим и верховным судьей, хотя формально не считается законодателем, поскольку в шариате все законы изложены раз и навсегда. Однако король имеет право издавать декреты, которые регулируют ситуации, не охваченные шариатом. В руках монарха сосредоточена высшая исполнительная и судебная власть, хотя на практике он делегирует эти функции государственным учреждениям, институтам или особо влиятельным людям.

Наиболее важные решения монарх принимает, лишь прозондировав мнения, а значит, выяснив интересы правящих групп. Как правило он совещается с членами клана саудидов, с шейхами племенных конфедераций или племен, эмирами главных провинций, улемами (религиозными деятелями). А в последние годы - с представителями новых социальных групп, связанных с современными секторами экономики, с командованием вооруженных сил и верхушкой бюрократического аппарата.

Фахд находится на троне почти двадцать лет. Ему 78 лет, он давно и серьезно болен. Поэтому в начале 1996 года, предвидя проблемы, которые может вызвать его смерть, саудовский монарх издал декрет, изменяющий право престолонаследия. Согласно новому порядку, король должен назначить своего преемника и иметь право сместить его. Трон должен переходить к наиболее подходящим из числа возможных претендентов, несмотря на старшинство. Тем самым Фахд официально передал полномочия по управлению королевством наследному принцу Абдалле ибн Абдель Азизу.

* * *

И все-таки дело обстоит не просто:

Недостатка в потенциальных преемниках нет, поскольку монаршая семья весьма обширна, и в ней идет настоящая борьба за вхождение в правящую элиту. Именно там, среди бесчисленных потомков основателя королевства, выбирают наиболее достойных правителей.

Положение наследного принца, являющегося сегодня де-факто королем, весьма сложное. В отличие от Фахда, у него нет такого механизма укрепления власти, как у "семерки Судейри". Абдалла не имеет ни одного полного брата и поэтому вынужден уже сегодня добиваться создания коалиции для проведения своего политического курса. Тем более, что Судейри не уступают своих позиций и вполне смогут блокировать неугодные им решения. Это грозит возникновением в королевстве политического тупика.

Абдалла активно ищет союза с другими кланами. Одним из его сторонников является Бадр (сводный брат короля и наследного принца) - заместитель начальника Национальной гвардии. Другим источником расширения влияния Абдаллы являются амбициозные, образованные и способные сыновья покойного короля Фейсала.

Сауд аль-Фейсал из рода Джилуви, давно связан с Абдаллой, женатым на женщине из того же рода. Он хотел бы устранить систему коллективного управления внешней политикой и полностью реализовать свои возможности. Турки, возглавляющий внешнюю разведку, хотел бы освободиться от своего заместителя, сына короля Фахда - Сауда. Он также может быть включен в группу Абдаллы.

Если наследный принц займет саудовский трон, его сыновья значительно укрепят свои позиции. Сейчас они сосредоточены в Национальной гвардии. Халед - директор администрации, Митаб - начальник академии.

Считается, что устойчивой властью клан Саудидов обязан своему единству. Как утверждает печать Саудовской Аравии, в королевской семье противоречий нет. Поверить в это довольно трудно, если учесть, что при одном отце - покойном Абдель Азизе - у короля Фахда, наследного принца Абдаллы и других "принцев крови" разные матери. Кстати, та же печать уже не раз сообщала о продолжающихся трениях и разногласиях между Фахдом и Абдаллой.

Наследный принц всего на год младше нынешнего монарха. Его мать - из могущественного племени "шаммаров". Как и Фахд, Абдалла получил основательное светское и религиозное образование. На этом их сходство кончается. В действительности они очень разные...

Располневший, всегда невозмутимый Фахд, когда-то увлекался азартными играми. Высокий, крепкий Абдалла - страстный поклонник пустыни с ее скачками на верблюдах и соколиной охотой. Хотя Фахд, по мнению многих, более компетентен, Абдалла производит впечатление человека уверенного в себе. Он не боится открыто заявлять о своих взглядах, даже если они довольно спорные. Однако наследный принц страдает сильным заиканием. Из-за этого он иногда вынужден смущенно молчать.

Абдалла в меньшей степени, чем Фахд, верен союзу с США. Он больше ориентируется на арабский мир, чем его старший брат.

Разумеется, он не станет портить отношения с Вашингтоном, но и потакать американцам не будет.

* * *

Какое же королевство получит в наследство Абдалла?

Несмотря на определенные успехи в либерализации общественной жизни, Саудовская Аравия по-прежнему остается одной из консервативных мусульманских стран. Здесь до сих пор женщинам запрещается работать рядом с мужчинами и даже водить автомобиль. Священная книга мусульман - Коран - заменяет конституцию.

Мусульманское духовенство традиционно имеет вес во всех сферах жизни и весьма болезненно реагирует на ограничение своей роли. Абдалла прекрасно осознает, что позиции духовенства объективно укрепляют положение Саудовской Аравии в качестве родины ислама, где находятся две главные святыни. Поддержка мусульманских институтов и морали способствует не только укреплению авторитета короля в качестве имама, но и отвечает задачам упрочения международных позиций королевства.

Между тем, надо признать, что в течение последних двадцати лет сказочно богатая страна (настоящее Эльдорадо!) бледнела, став во многих отношениях "нормальной". Среднедушевой доход, составлявший в 1981 году 14 тысяч долларов, сегодня не превышает 6 тысяч. Золотой век богатства и больших претензий, когда каждый гражданин был обеспечен "от рождения до смерти", теперь в прошлом. Наследный принц, отбросив гордость и осторожность, заявил о том, что эпоха богатства больше не вернется. "Мы должны привыкнуть к иному стилю жизни", - подчеркнул Абдалла.

Судя по-всему, ему придется сократить дотации на социальные нужды, что, несомненно, вызовет недовольство населения. Значит, местные исламисты усилят свои позиции. Не исключено, что после смерти Фахда еще больше обострятся противоречия между членами королевской семьи. Это может стать дополнительным дестабилизирующим фактом.

Абдалла давно стремился к верховной власти. Сегодня, по сути, она в его руках. И хотя состояние здоровья наследного принца неплохое, вряд ли его правление будет долгим. Поэтому декрет Фахда о престолонаследнике и логика событий ставят во главу угла вопрос о переходе власти к более молодым сыновьям основателя королевства. По крайне мере это может обеспечить лет десять стабильного правления.

В своей первой речи 13-го июня 1982 года, в день восхождения на престол, король Фахд сказал, обращаясь к своим подданным:

Я сознаю всю степень ответственности, возложенную на меня Аллахом. Я клянусь, что не пожалею ни сил, ни времени для служения вашему благу, делу процветания, безопасности и стабильности нашей великой страны. Я клянусь, что буду отцом - молодым и братом - взрослым. Я - один из вас и переживаю ту же боль, что и вы, и испытываю ту же радость, что испытываете вы.

Король Фахд сдержал свои обещания и привел королевство к еще более высокому уровню развития и благосостояния. Немалая заслуга в этом и наследного принца Абдаллы...

ВСЕ ФОТО

Состояние здоровья короля Саудовской Аравии Фахда значительно ухудшилось в начале июля, сообщает РИА "Новости" .

В больнице имени короля Фейсала в Эр-Рияде, куда поступил 84-летний саудовский монарх, Фахд находился на грани комы и жил только благодаря аппарату искусственного дыхания. Специалисты, работавшие с Фахдом, сообщали, что "у короля очень больные легкие".

По словам дипломатов, при короле Абдалле они не ожидают никаких крупных изменений во внешней политике Саудовской Аравии, ключевого нефтяного партера США в регионе, отмечает The Guardian (перевод публикует Inopressa.ru).

Члены королевской семьи "поклялись в верности" новому королю Абдалле. Официальная церемония, на которой наследование им власти будет подтверждено, как ожидается, состоится в среду.

За более чем два десятилетия правления король Фахд сблизил королевство, обладателя крупнейших в мире нефтяных запасов и место, где находятся самые значительные для мусульман святыни, с Соединенными Штатами, пишет The Guardian.

Король Фахд унаследовал трон в одной из богатейших стран мира в июне 1982 года, в разгар нефтедолларового бума в Саудовской Аравии, но его 23-летнее правление ознаменовалось тремя региональными войнами и фанатизмом "Аль-Каиды" в последние годы.

Прочный альянс с США и решение Фахда разрешить Белому дому дислоцировать свои войска в месте зарождения ислама в 1990 году возмутили боевиков, преданных урожденному саудовцу и лидеру "Аль-Каиды" Усаме бен Ладену.

Кроме того, пишет The Guardian, его подвергали критике за то, что он не содействовал расширению саудовской экономики и трудоустройству молодежи, которая выражает все большее недовольство.

Политическое устройство Саудовской Аравии

Монарх - центральная фигура в системе политической власти в Саудовской Аравии. Он одновременно является имамом, главнокомандующим и верховным судьей, хотя формально не считается законодателем, поскольку в шариате все законы изложены раз и навсегда.

Однако король имеет право издавать декреты, которые регулируют ситуации, не охваченные шариатом. В руках монарха сосредоточена высшая исполнительная и судебная власть, хотя на практике он делегирует эти функции государственным учреждениям, институтам или особо влиятельным людям.

СМИ сообщали, что король Фахд имел семь дворцов в Саудовской Аравии, замок во Французской Ривьере, личный самолет Boeing-747 и две яхты величиной с лайнер. У королевской семьи есть особняки в разных странах мира, и жены, которые посещают дом в той или иной стране, путешествуют вместе со своей свитой, в которую входят телохранители.

Несмотря на определенные успехи в либерализации общественной жизни, Саудовская Аравия по-прежнему остается одной из консервативных мусульманских стран. Здесь до сих пор женщинам запрещается работать рядом с мужчинами и даже водить автомобиль. Священная книга мусульман - Коран - заменяет конституцию.

Саудовская Аравия - член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945 года, с 1957 - член МВФ и МБРР, с 1960 - член Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 года в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации - Исламского банка развития, созданного в 1969 году.

Как член Лиги арабских государств Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима.

Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд долларов.

Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт - Йеменом, Иорданией и Суданом.

Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива.

Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991 года.

Саудовская Аравия является одной из немногих стран, которая отказалась признать некоторые статьи Международной Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948. По оценкам правозащитной организации Freedom House, Саудовская Аравия относится к числу девяти стран с наихудшим режимом в области политических и гражданских прав.

В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней. Кроме публичных казней, в королевстве широко практикуются аресты и заключения инакомыслящих.