Арбатско покровская линия все станции. Арбатско-Покровская линия метро - одно из главных направлений

Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах Гречко Матвей

3. Арбатско-Покровская линия

3. Арбатско-Покровская линия

Это самая длинная линия Московского метро - почти 44 км. Название сразу вызывает вопрос: почему «Покровская»? Ведь такой станции в московском метро нет. Причиной курьеза является изменение в планах строительства 1938 года: уже запроектированные станции «Ильинские ворота» и «Покровские ворота» не были построены, от них остались только заделы (если хотите - «призраки») - прямолинейные участки тоннелей на расстоянии ширины платформы друг от друга, - и название линии.

В настоящее время ветка одним концом доходит до Щелковского шоссе на востоке, а другим - до Митино на северо-западе. Возможно, она будет продлена еще на одну станцию - Рождествено, - но строительство пока не начато.

«Курская» станция была конечной на Арбатско-Покровской линии до 1944 года. За станцией располагается пошерстный съезд, по которому оборачивали поезда до продления линии на восток. Сейчас он используется в нештатных ситуациях и для служебных перевозок.

Самые старые станции ветки - «Курская», «Площадь Революции», «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». Над их оформлением работали именитые архитекторы: Леонид Поляков, Алексей Душкин. На отделке не экономили даже в военные годы! Своды украшались лепными орнаментами и росписями, стены - мозаиками.

Самые старые станции ветки - «Курская», «Площадь Революции», «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». На отделке не экономили даже в военные годы!

Особенно примечательна станция «Площадь Революции». Она залегает на глубине 33,6 метра и знаменита своими скульптурами числом 76, находящимися в нишах каждой из арок, образуемых пилонами станционного зала. Их автор - Матвей Манизер (ему же было поручено снять посмертную маску с лица умершего Сталина). Изначально скульптур было 80, но в 1947 году в связи с открытием восточного наземного вестибюля 4 были сняты, также был демонтирован барельеф Ленина и Сталина, находившийся в торце зала. Всего на станции - 20 различных образов, 18 из них повторяются четырежды, а 2 - дважды.

В 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» были эвакуированы в Среднюю Азию и возвращены обратно в 1944 году. Во время эвакуации они сильно пострадали: от них остались лишь разрозненные части - головы, туловища, руки, оружие и другие детали. Однако за счет того, что каждая скульптурная композиция повторялась несколько раз, все скульптуры удалось полностью восстановить.

Все фигуры, кроме детских, либо стоят на коленях, либо пригибаются, либо сидят - иначе они не вместились бы в сводах арочных проходов. Люди шутили: «На станции показано, что весь советский народ или сидит, или стоит на коленях».

Городская легенда

Существует поверье, что лучший способ сдать зачет - потереть нос бронзового пса у «Пограничника с собакой». В результате носы и половина морды у всех собак натерты до блеска. Чтобы сдать экзамен, нужно подержать пса за лапы. А вот к петуху, которого держит чугунная птичница, лучше совсем не приближаться: это плохая примета.

Это интересно

При движении в сторону «Арбатской» можно видеть двухпутный тоннель, который ведет к станции «Александровский сад». Вопреки утверждениям метрофанатов, что это и есть сбойка с секретным «Метро-2», на самом деле эта ветка соединяет Арбатско-Покровскую и Филевскую линии. В 1938–1953 гг. по ней шло пассажирское движение. Вплоть до 1997 года поезда с пассажирами иногда переходили с Арбатско-Покровской на Филевскую линию.

Восточный вестибюль, построенный в 1947 году, был закрыт на реконструкцию в декабре 2008-го, а в полдень 29 марта 2010 года - просто открыт: торжественную часть отменили из-за терактов, произошедших несколькими часами раньше.

Следующие станции до «Киевской» открыты в 1953 году.

По непонятной причине глубокая «Арбатская» синей ветки и «Арбатская» голубой, Филевской, линии, называются одинаково; «Смоленских» тоже две. Москвичи не ошибаются - две эти филевские станции почти не загружены, их не перепутаешь с бесконечно востребованными «Смоленской» и «Арбатской» синей ветки. Но когда внезапно переименовывают «Измайловский парк», руководствуясь тем, что люди путают его с «Измайловской» - москвичей это смешит чрезвычайно.

По официальной версии, новый глубокий участок синей ветки построили после того, как в отрезок неглубокого метротоннеля Арбатская-Смоленская во время Великой Отечественной войны попала бомба. Строительство этого отрезка пути велось в 1953 году в глубокой тайне и стало сюрпризом для москвичей. Станция «Арбатская» сооружена по специальному проекту: сближены тоннели, уменьшено поперечное сечение пилонов, центральный зал в сечении эллипсовидный. Длина подземного зала 220 метров - это вторая по длине станция после «Воробьевых гор».

Это интересно

С западной стороны станции перед эскалатором, выходящим на поверхность, имеется скрытая стальными воротами лестница-переход через тоннель. Затем еще одна лестница ведет вниз. Стены этого перехода не облицованы и выкрашены в зеленый цвет служебных помещений. В станционном зале, у эскалатора, есть камера наблюдения, направленная на решетку. Поговаривают, что данный проход ведет на секретную станцию «Метро-2», о котором мы еще расскажем.

«Арбатская» входит в состав крупнейшего пересадочного узла в Москве, у нее всего один наземный вестибюль. В нем есть огромная пустая рама - до середины 1950-х здесь был портрет Сталина в полный рост работы Опрышко. Некоторые считают, что он сохранился, но закрыт штукатуркой; другие рассказывают, что гранитная мозаика со Сталиным на фоне победных знамен продержалась несколько лет, но однажды после закрытия метро приехали рабочие и демонтировали гранитную мозаику. Ее автор очень просил, чтобы ему отдали хотя бы часть изображения - голову тирана, но Опрышко отказали.

Еще глубже залегает станция «Смоленская» - 50 метров под землей. Пилоны станции облицованы белым мрамором и украшены по углам полуколоннами. Пол выложен черным мрамором с орнаментом из белого и красного мрамора по краям. Ее архитектор - Игорь Евгеньевич Рожин, лауреат Сталинской премии, - был одним их авторов непостроенного дворца Советов. Торцовую стену украшает барельеф работы скульптора Георгия Мотовилова, он посвящен защитникам Родины.

В этом же стиле отделан и круглый наземный вестибюль, а на мозаичном фризе эскалаторного зала повторяются изображения ордена Победы.

Станция «Киевская» была конечной на протяжении 50 лет (с 1953-го по 2003). Она лежит на глубине 38 мет ров, ее оформление посвящено теме воссоединения Украины и России. Освещают станцию очень красивые хрустальные люстры. На своде над пилонами в лепных медальонах размещены 24 фрески со сценами из жизни трудового украинского народа, а с другой стороны, обращенной к платформам, - с изображениями фантастических растений. Пилоны отделаны светлым мрамором и украшены цветным керамическим карнизом, повторяющим народный украинский орнамент. Торец станции занимает крупное панно, изображающее народные гулянья на праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией, созданное целым коллективом художников. К сожалению, 2 октября 2010 года довольно большая его часть обрушилась по причине незамеченной вовремя течи.

Это интересно

Арбатско-Покровская ветка больше остальных богата так называемыми станциями-призраками - недостроенными или закрытыми за ненадобностью. Самая старая из них называлась «Первомайская», она была наземной и конечной в 1954–1961 годах.

На той станции был один вестибюль, сохранившийся и сейчас, с выходом к Первомайской улице и 1-й Парковой улице. Еще несколько лет назад на нем были хорошо видны остатки надписи «Метрополитен имени Л. М. Кагановича. Станция Первомайская». Это была единственная в Московском метрополитене станция с деревянной крышей. На ее путевых стенах были лепные украшения, пол был отделан мрамором. Сейчас на ее месте - цех подъемочного ремонта Измайловского депо, платформа разобрана, сооружен дополнительный тупик. В вестибюле оборудован актовый зал, где иногда проводят различные мероприятия. Возможно, когда-нибудь там организуют музей.

Еще несколько «призраков» на этой ветке - планируемые, но так и не построенные станции, например «Троице-Лыково». Построена лишь ее часть - небольшая платформа длиной менее вагона, - и несколько технических помещений. Станция используется только как служебная - на ней постоянно работает персонал, для посадки и высадки которого в графике движения поездов предусмотрены остановки (входят и выходят люди через кабину машиниста).

Во время войны в 1944 году после «Курской» появились «Бауманская» (бывшая «Спартаковская»), «Электрозаводская», «Сталинская» («Семеновская») и «Измайловская». Метрострой получил орден Трудового Красного Знамени, 520 человек были награждены орденами и медалями, большой группе метростроевцев дали Сталинскую премию.

Это интересно

Б. М. Иофан в своем первоначальном проекте «Спартаковской» интерпретировал название станции буквально - в древнеримском стиле, наполнив ее классическими скульптурами, «напоминающими о великом революционере античного мира». Этот проект реализовали, но вместо гладиаторов встали статуи современников.

На мраморной стене станции «Бауманская» вручную вырезана странная надпись. Она находится около места остановки первого вагона на платформе в сторону «Щелковской», под последней вентиляционной решеткой, на высоте приблизительно 1,2 метра. Это две даты, разделенные черточкой, записанные так, как их иногда пишут на надгробиях: вначале первые две цифры года, число и под ним месяц римскими цифрами, а затем последние две цифры года. Даты следующие: 14/11/1946-15/12/1954. Надпись вырезана в мраморе довольно глубоко, ее длина около 8 сантиметров, высота - около полутора. Ее происхождение неизвестно, а метрофанаты уже давно пытаются догадаться, что могут означать эти даты. Основные предположения: некогда тут попал под поезд восьмилетний ребенок; погибла чья-то собака; это годы, проработанные кем-то на метрополитене; это срок тюремного заключения.

«Электрозаводская», названная по соответствующему производству, в настоящее время представляющему собой комплекс трех заводов (собственно Электрозавод, МЭЛЗ и АТЭ-1), расположена на глубине более 30 метров. Ее путевые стены облицованы красным грузинским мрамором, в котором встречается много раковин головоногих моллюсков раннеюрского возраста - наутилусов, аммонитов и белемнитов.

Барельефы работы Мотовилова посвящены теме труда, а у входа в вестибюль станции установлена скульптурная группа «Метростроевцы» авторства М. Г. Манизер. Стены кассового и эскалаторного залов украшают медальоны с портретами ученых-основоположников электротехники: М. В. Ломоносова, П. Н. Яблочкова, А. С. Попова, М. Фарадея, Б. Франклина, У. Гильберта.

«Семеновская» (бывшая «Сталинская») расположена на глубине 40 метров - это высота двенадцатиэтажного дома. Станция очень элегантна: колонны облицованы светлым мрамором с вставками мрамора различных цветов, а пол выложен черным, красным, серым и белым гранитом. По центру зала идет ряд светильников-торшеров из зеленого мрамора с бронзовым основанием. В оформлении станции принимала участие скульптор Вера Мухина.

Торец украшает горельеф, изображающий орден Победы на фоне оружия и знамен с надписью «Нашей Красной Армии - Слава!» (скульптор С. Л. Рабинович). Раньше под надписью была подпись «И. Сталин», но после разоблачения культа личности тирана ее убрали.

«Партизанская» (совсем недавно - «Измайловский парк») расположена под Измайловским шоссе. Ее украшают барельефы (автор - Рабинович) и скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина, повторившего подвиг Ивана Сусанина (автор Матвей Манизер). Оформление станции кажется бедноватым, но когда-то в квадратных нишах над средним путем располагались огромные круглые светильники и фрески художника А. Д. Гончарова «Небо Родины», не сохранившиеся до наших дней. По рассказам, они были чудно хороши. По одной из версий, фрески убрали из-за того, что многие пассажиры засматривались на них и падали на пути, делая станцию лидером по числу несчастных слу чаев.

Проектное название станции - «Стадион им. Сталина». Изначально она была рассчитана на большой пассажиропоток - стадион должен был стать самым крупным в СССР. Однако он так и не был построен, сначала из-за войны, а затем из-за неблагоприятных гидрогеологических условий, и оформление станции было изменено. Диггеры утверждают, что где-то здесь, на станции, находится вход в рассекреченный ныне бункер Сталина, расположенный неподалеку. Бункер этот действительно существует. Возможно, и проход когда-то существовал, а ныне замурован. По мнению метроманов, неиспользуемый третий путь предназначался вовсе не для пассажирских поездов, а для прибытия поезда Самого - именно поэтому он по бокам красиво подсвечивается красными лампочками.

Диггеры утверждают, что где-то здесь, на станции, находится вход в рассекреченный ныне бункер Сталина, расположенный неподалеку. Бункер этот действительно существует. Возможно, и проход когда-то существовал, а ныне замурован. По мнению метроманов, неиспользуемый третий путь предназначался вовсе не для пассажирских поездов, а для прибытия поезда Самого - именно поэтому он по бокам красиво подсвечивается красными лампочками.

Из истории

8 января 1977 года на синей ветке произошел взрыв, унесший жизни 7 человек. Бомба взорвалась в 17:33 в поезде на перегоне между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Уже начинался час пик, и погибло очень много народа, в том числе детей, вместе с родителями возвращавшихся с новогодней елки. Станции «Первомайская», «Измайловская» и «Щелковская» были закрыты, людей с платформ эвакуировали. Взорванный состав подали на «Первомайскую», и пассажиры поездом, проследовавшим через станцию без остановки, видели развороченный вагон и окровавленных людей на платформе.

Следом прогремело еще два взрыва - на поверхности. В 18:05 бомба сработала в торговом зале продуктового магазина № 15 Бауманского райпищеторга. А через пять минут после этого - около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября. Всего в результате трех взрывов погибло семь человек, и еще 37 получили ранения различной тяжести.

СМИ о трагическом происшествии не сообщали, но по Москве мигом разнеслись слухи о сотнях погибших, повергая жителей города в шок.

Поиски организаторов теракта продолжались более полугода. Третьего ноября террористы были арестованы. Это жители Еревана Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян. У первого в квартире обнаружили схему взрывного устройства, сработавшего в Московском метро, а у второго - детали новых взрывных устройств. Организатором группы был признан Затикян. Он работал на Ереванском электромеханическом заводе, был женат, растил двух маленьких детей. Однако далеко не все в его биографии было гладко: будучи еще студентом, Затикян создал подпольную Национально-объединенную партию Армении, выступал за независимость республики, распространял листовки с протестами против «российского шовинизма».

Следствие длилось около года, 24 января 1979 года все трое террористов были приговорены к высшей мере наказания. Суд был закрытым и тайным: в зал заседаний не допустили даже родственников. По версии КГБ, полностью свою вину признал только Багдасарян, а Затикян наотрез отказался давать показания. По другой версии, ни один из подсудимых не признал себя виновным. Через несколько дней приговор был приведен в исполнение.

Из книги Ахиллесова пята разведки автора Болтунов Михаил Ефимович

«Горячая линия» с генералом Ямадой Рано утром в вагон, где ехали офицеры Полевого управления Карельского фронта, зашли «аховцы» - работники административно-хозяйственного отдела. Начальник АХО держал на руке большую плетеную корзину, доверху наполненную офицерскими

Из книги Теория военного искусства (сборник) автора Кейрнс Уильям

Из книги Огнестрельное оружие XIX-XX веков [От митральезы до «Большой Берты» (litres)] автора Коггинс Джек

Линия Мажино К сожалению, непрерывная линия укреплений, которая должна была защищать Францию от любого германского нашествия, была на самом деле отнюдь не непрерывной фортификационной преградой, а состояла из двух отдельных секций длиной 70 километров каждая. К этому

Из книги Тотальный шпионаж автора Рисс Курт

Часть вторая. «Линия Мажино» в шпионаже

Из книги Засекреченные линии метро Москвы в схемах, легендах, фактах автора Гречко Матвей

1. Сокольническая линия Это первая, самая старая линия Московского метро. На схемах она выделяется красным цветом. Когда-то она была очень короткой: «от Сокольников - до Парка» а теперь насчитывает 19 станций, и длина ее - более 26 км. Проехать всю линию можно за 40

Из книги Советские космонавты автора Ребров Михаил Федорович

2. Замоскворецкая линия Некогда она называлась Горьковской, или Горьковско-Замоскворецкой, на схемах обозначается темно-зеленым цветом. Хронологически это третья линия Московского метро. Ее срединная часть была построена как часть второй очереди. Горьковский радиус,

Из книги Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи автора Раку Марина

4. Филевская линия В основном проходит по поверхности. Хотя первый участок Филевской линии был построен в составе первой очереди, официальной датой ее открытия почему-то считается 7 ноября 1958 года. Она связывает центр города с районами Фили и Кунцево. Фили прославились

Из книги Ефремовы. Без ретуши автора Раззаков Федор

5. Кольцевая линия Московского метрополитена Она соединила почти все радиусы Московского метро и семь из девяти вокзалов столицы. Станции этой линии - глубокие; ее заранее рассматривали как укрытие в случае новой войны. Строилась кольцевая всего четыре года - с 1950 по 1954

Из книги автора

6. Калужско-Рижская линия Шестая линия Московского метрополитена пролегает с северо-востока на юго-запад города. Она обозначается оранжевым цветом. Некоторые ее станции - глубокие, а некоторые лишь «условно подземные». Через реку Яузу ведет крытый метромост. В составе

Из книги автора

8. Калининская линия Восьмая линия Московского метрополитена, на схемах обозначается желтым цветом, на ней всего семь станций, вся длина ветки - 13,1 км. Строили ее к Олимпиаде 1980 года.Линия полностью подземная, частично глубокая, частично - нет. Ниже всех лежит

Из книги автора

9. Серпуховско-Тимирязевская линия Девятая линия Московского метрополитена обозначена серым цветом. В 1983–1991 годах называлась Серпуховской линией. Она полностью подземная, очень глубокая (несколько станций лежат глубже 60 метров), длинная (41,2 км), на ней 25 станций. Это

Из книги автора

10. Люблинско-Дмитровская линия Десятая линия Московского метрополитена, обозначается салатовым цветом. Она целиком лежит на левом берегу Москвы-реки; сейчас в ней 14 станций, общая длина 24,7 км. 19 июня 2010 года ее дотянули до северной части кольцевой линии и дальше, но

Из книги автора

12. Бутовская линия легкого метро Двенадцатая линия Московского метрополитена и первая линия легкого метро не только в Москве, но и в России. Фактически продолжает Серпуховско-Тимирязевскую ветку, но формально самостоятельна. Линия длиной чуть более пяти километров

Из книги автора

ЛИНИЯ ЖИЗНИ Леонид Иванович ПоповЛетчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза полковник Леонид Иванович Попов. Родился в 1945 году в городе Александрия Кировоградской области. Член КПСС, Совершил три полета в космос: первый - в 1980 году, второй - в 1981 году, третий

Из книги автора

III.4. «Генеральная линия» Сергея Эйзенштейна В 1926 году Эйзенштейн, «проснувшийся знаменитым» после премьеры «Потемкина», приступает к работе над новой лентой: Это был наш фильм, известный тем, что он провозгласил «пафос сепаратора», – фильм «Старое и новое» (в рабочем

Из книги автора

Женщины Олега Третья жена – Алла Покровская Как это ни парадоксально, но Ефремов с середины 50-х крутил любовь с Ниной Дорошиной, но жениться предпочитал на других женщинах. Сначала это была Ирина Мазурук (она родила ему дочь Анастасию), потом Алла Покровская (она родит ему

Арбатско-Покровская линия (синяя) - состоит из 22 станций, протяженность 45,1 км, время следования из конца в конец 67 минут. На схемах Арбатско-Покровская линия обозначена цифрой 3, хотя по порядку открытия она была второй. Это диаметральная ветка, соединяющая центр города с восточными и северо-западными районами. Арбатско-Покровская линия является самой длинной линией московского метро.

Ветка начала функционировать в марте 1938 года. После того, как в 1941 году бомба разрушила тоннель мелкого заложения на участке "Арбатская" - "Смоленская", было решено сделать этот участок более глубоким. В 1953 году был построен новый отрезок Арбатско-Покровской линии "Площадь Революции" - "Киевская", который дублировал старый участок. В то же время, участок мелкого заложения "Калининская" (сейчас - "Александровский сад") - "Киевская" закрыли, и открыли вновь только в 1958 году в составе Филевской линии. Так у Московского метрополитена появились по две "Арбатские и "Смоленские" станции. В ближайшей перспективе планируется объединить обе "Смоленские" в пересадочный узел со станцией "Плющиха" Калининско-Солнцевской линии.

Первый в истории московского метро теракт был совершен на Арбатско-Покровской линии. Это случилось 8 января 1977 года. В этот день в городе прогремело три взрыва. Первый - в 17:33 в поезде метро на перегоне между станциями "Измайловская" и "Первомайская". В результате семь человек погибло, и 37 пассажиров получили ранения. Второй взрыв произошел в гастрономе на ул. Дзержинского, и третий - на улице 25 Октября. Расследование и следствие по этому делу было тайным и закрытым. Обвиненных в теракте расстреляли через 3 дня после решения суда. Еще в 2007 году материалы дела оставались засекреченными.

За историю существования ветки на ней происходили и другие ЧП, но жертв при этом не было за исключением 15 июля 2014 года, когда между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" поезд сошел с рельсов. Катастрофа унесла жизни 23 человек, еще 217 человек были травмированы. Следующий день в столице был объявлен днем траура.

Станции Арбатско-Покровской линии

  • Пятницкое шоссе

Станция "Пятницкое шоссе" - конечная станция северо-западного радиуса Арбатско-Покровской линии. Станция располагается в районе Митино Северо-Западного административного округа. Это колонная двухпролетная станция мелкого заложения, построенная на глубине 11 метров.

Станция была открыта 28 декабря 2012 года. Это двухпролетная колонная станция. Оформление "Партизанской" отличается цветовой асимметрией: одна путевая стена, пол и колонны зала отделаны черным мрамором, а противоположная часть - светлым. Ряд колонн проходит по центру зала, между колоннами установлены скамейки.

  • Митино

Станция "Митино" располагается в Северо-Западном административном округе Москвы, в одноименном районе. Глубина заложения станции - 14 метров. Тип: односводчатая мелкого заложения.

Станция открылась 26 декабря 2009 года. По четным числам "Митино" начинает работу в 05:45, по нечетным в 05:30.

  • Волоколамская

Станция "Волоколамская" расположена за МКАД, на территории микрорайона Митино. Глубина заложения станции - 14,4 метров. Тип: колонная трехсводчатая мелкого заложения.

Станция открылась 26 декабря 2009 года, и вошла в число самых красивых станций московского метро, которые появились в столице за последнее десятилетие. Проект станции, который разработали архитекторы компании "Метрогипротранс", получил главную премию на конкурсе Союза московских архитекторов "Золотое сечение 2011".

Два ряда колонн делят пространство станции на три нефа: центральный (пассажирский) и два боковых, по которым пролегают рельсовые пути. Высота свода зала - чуть больше 8 метров. Колонны облицованы темным гранитом и мрамором, и напоминают стволы деревьев, а в пролетах между колоннами на сводах предусмотрено по два углубления, в виде огромных стилизованных листьев. В этих нишах установлены светильники. На полу уложены плиты из светло-серого гранита.

  • Мякинино

Станция "Мякинино" стала первой, построенной за пределами городской черты. Кроме того, это первая станция, которую строили посредством софинансирования. Средства на строительство выделялись не только из городского и областного бюджетов, но и привлекались частные инвесторы. Таким образом, единственным в России частным соинвестором при строительстве метро стал владелец холдинга Crocus Group, Арас Агаларов - довольно известная личность.Станция располагается в Красногорске, тип: однопролетная наземная крытая.

"Мякинино" - наземная крытая станция, начало работы - 26 декабря 2009 года. Из-за близости к метромосту пришлось отойти от привычных стандартов, и реализовать проект с двумя боковыми платформами. К слову, когда железнодорожные пути проходят по бокам центрального зала, такой тип станций называется островным. В случае же, когда посадка пассажиров производится с платформ, устроенных по краям станции, а для поездов выделяется центральная часть - платформы называются береговыми. Береговые платформы более выгодны, так как они обходятся дешевле и строятся быстрее.

  • Строгино

Станция "Строгино" располагается в Северо-Западном административном округе Москвы. Свое название станция получила по одноименному району. Тип: односводчатая мелкого заложения (глубина заложения - 8 метров).

Станция открылась 7 января 2008 года. На сегодняшний день перегон "Строгино" - "Крылатское" является самым длинным в метро Москвы. Его протяженность составляет 6,6 км. От одной станции до другой поезд идет 7 минут 42 секунды.

В 2008 году проект станции "Строгино" был отмечен архитектурной премией "Хрустальный Дедал". Люди, близкие к архитектуре, отмечают, что дизайн этой московской станции очень похож на оформление станции "Аламеда" в Валенсии (архитектор Сантьяго Калатрава).

Станция имеет небольшую высоту свода - всего 5,5 метров, поэтому, чтобы уменьшить ощущение "подземелья" архитекторы разместили на потолке огромные каплевидные углубления. Каждая капля балками разделена на более мелкие части, в которых установлены светильники. На перроне располагаются скамейки с сиденьями из натурального дуба.

  • Крылатское

Станция "Крылатское" располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Крылатское. Глубина заложения - 9,5 метров. Это односводчатая станция мелкого заложения.

Станция открылась 31 декабря 1989 года. Вначале "Крылатское" была станцией Филевской линии, и только после продления отрезка "Кунцевская" - "Крылатское" стала частью Арбатско-Покровской линии.

Оформление станции "Крылатское" посвящено физкультуре и спорту - возле эскалаторов на подъеме к южному вестибюлю можно увидеть бронзовую композицию А.М. Мосийчука. Она выполнена в виде дуги, с одной стороны которой располагается девушка с крыльями, а с другой - юноша с мячом.

  • Молодежная

Станция "Молодежная" располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Кунцево. Глубина заложения станции - 6,5 метров. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения.

Движение на станции "Молодежной" открылось 5 июля 1965 года. Тогда станция входила в состав Филевской ветки, и только 7 января 2008 года стала частью Арбатско-Покровской линии московского метро. Станция построена по типовому проекту, который не предусматривал каких-либо "архитектурных излишеств".

  • Кунцевская

Станция "Кунцевская" является пересадочным узлом станций Филевской и Арбатско-Покровской веток. "Кунцевская" состоит из островной и боковой платформ.

Станция "Кунцевская" была открыта 31 августа 1965 года. В январе 2008 года ее закрыли на реконструкцию, после чего она стала конечной. Теперь путь, по которому поезда раньше следовали в центр, перешел к Арбатско-Покровской линии вместе со станциями "Молодежной" и "Крылатское".

  • Славянский бульвар

Станция "Славянский бульвар" располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Фили-Давыдково. Станция открылась 7 сентября 2008 года. Это односводчатая станция мелкого заложения, глубина - 10 метров.

При оформлении станции "Славянский бульвар" использованы некоторые элементы стиля модерн - в частности это ковка и растительные мотивы. На станции установлены три скамьи в форме ладьи, с коваными фигурными решетками-спинками, украшенными растительным орнаментом. От концов лавок к центру сходятся кованые стебли с листьями, по центру располагается надпись с названием станции, а сверху вывеску с названием освещают светильники-бутоны.

Чтобы сделать станцию похожей на настоящий бульвар, светильники создали в виде уличных фонарей, стилизованных под деревья. Помогают освещать зал и светильники, закрепленные на путевых стенах.

Путевые стены отделаны зеленым мрамором, на полу уложен черный гранит.

  • Парк Победы

Станция "Парк Победы" является кросс-платформенным пересадочным узлом Арбатско-Покровской и линий Станция располагается в Западном административном округе Москвы. Глубина заложения станции "Парк Победы" составляет 80 метров. Это самая глубокая станция метро в Москве, вторая после петербургской "Адмиралтейской". Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Станция была открыта 6 мая 2003 года. Для оформления внутренних интерьеров была выбрана тема Отечественных войн 1812 и 1941 годов. До 2015 года в западном торце северного зала можно было увидеть панно, посвященное Великой Отечественной войне 41-го. Теперь на его места располагается второй вход. В восточном торце южного зала находится панно, посвященное Отечественной войне 1812 года. Оба изображения были созданы З.К. Церетели.

Оба зала станции "Парк Победы" смотрятся очень просторными и светлыми. Первые ассоциации при взгляде на любой из залов - это шахматная доска.

По отношению друг к другу залы оформлены по принципу контраста. В Южном зале белые мраморные путевые стены и белые "фасадные" части пилонов. Торцевые стенки пилонов и цоколи отделаны коричневым мрамором, на полу в шахматном порядке уложены гранитные плиты серого и черного цветов. Второй - Северный зал, наоборот, имеет коричневые путевые стены, коричнево-белые колонны со светлым цоколем, а на полу располагаются плиты коричневого и светло-серого цветов. Светильники спрятанные за карнизом над пилонами, ярко освещают свод станции, создавая ощущение высокого светлого купола.

  • Киевская

Станция "Киевская" располагается на территории в районе Дорогомилово Западного административного округа Москвы. Глубина заложения станции составляет 38 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Поскольку поблизости находится Киевский железнодорожный вокзал, то и название станция получила по нему.

Станция открылась 5 апреля 1953 года, и на протяжении 50 лет (до 2003 года) она была конечной. С "Киевской" Арбатско-Покровской линии можно совершить пересадку на одноименные станции Кольцевой и Филевской линий.

Декор станции отображает тему Советской Украины и воссоединения России и Украины. Своды и стены зала украшают фрески и картины с изображениями трудящихся Советской Украины. Со стороны железнодорожных путей стены также декорированы фресками, только на них изображены фантастические растения. В торцевой части станции размещено большое панно со сценой гуляний в честь празднования 300-летия воссоединения Украины и России. Фреска называется "Народные гуляния в Киеве". В декабре 2010 года на станцию просочились грунтовые воды, и фреска обрушилась. С 2012 по 2013 годы группа художников-реставраторов занималась восстановлением фрески, и сейчас она выглядит практически так же, как и первоначальный вариант. Единственное отличие - со знамени исчез профиль Сталина.

Пилоны и путевые стены обшиты белым мрамором. Пол на станции - из серого гранита и мрамора. Люстры, освещающие "Киевскую", изготовлены из горного хрусталя. В качестве осветительных приборов используются лампы накаливания авторского исполнения. Еще одна яркая декоративная деталь - это декоративный керамический карниз, разделяющий стены станции на две горизонтальные части.

  • Смоленская

Станция "Смоленская" располагается в Центральном административном округе Москвы, в районе Арбат. Глубина заложения станции - 50 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

"Смоленская" открылась 5 апреля 1953 года. Ее оформление также посвящено военно-историческим событиям. Пилоны станции облицованы белым мрамором. Путевые стены тоже белые, только для их облицовки использовалась керамическая плитка. В нижней части путевых стен отделка выполнена из черного мрамора. В центральном зале на полу уложены плиты из черного мрамора. По краям проходит орнамент из белого и красного мрамора. Зал станции освещается светильниками-канделябрами, закрепленными на пилонах над скамейками. Дополнительное освещение обеспечивают светильники, упрятанные за карнизом под сводом. Торцевую стену зала украшает барельеф скульптора Г.И. Мотовилова.

  • Арбатская

Станция "Арбатская" Арбатско-Покровской линии метрополитена Москвы располагается в одноименном районе, в Центральном административном округе. Глубина заложения станции - 41 метр. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

"Арбатская" была открыта 5 апреля 1953 года. Сейчас она является частью крупного пересадочного узла, и имеет переходы на станции "Библиотека им. Ленина" Сокольнической линии, "Александровский сад" Филевской линии и "Боровицкую" Серпуховско-Тимирязевской линии. Станция "Арбатская" имеет статус объекта культурного наследия, и это звание заслуженно - она очень красивая.

Станция строилась по специальному проекту. Длина зала составляет 220 метров - это второе место после станции "Воробьевы горы", центральный зал в сечении имеет эллипсовидную форму. Архитекторы, разрабатывавшие проект станции, обратились к теме русского зодчества, в частности, к стилю, известному как "московское барокко".

Нижняя часть пилонов отделана красным мрамором. Выше на стенах расположены декоративные керамические элементы с растительными мотивами. Такие же композиции украшают и путевые стены. На полу - ковровый орнамент из красного, серого и черного мрамора. И центральный зал, и платформы освещаются роскошными подвесными позолоченными бронзовыми люстрами. Возле пилонов со стороны путей и в центральном зале, установлены скамейки.

  • Площадь Революции

Станция "Площадь Революции" располагается в Тверском районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 34 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Станция метро "Площадь Революции" была открыта 13 марта 1938 года. Сейчас она имеет статус объекта культурного наследия. По переходу можно попасть на станцию "Театральную" Замоскворецкой линии.

Перед началом строительства этой станции был объявлен конкурс архитектурных проектов, победителем которого стал А.Н. Душкин, который также работал над проектами станций "Кропоткинской", "Маяковской", "Автозаводской", "Новослободской".

Революционную тему Душкин решил раскрыть, используя архитектуру, свет и скульптуру. Первоначальный проект предполагал, что обрамлять арочные проемы будут бронзовые барельефы, освещаемые рефлекторами, установленными у основания пилонов. Пучки света создавали бы ощущение устремленности вверх. Ниши в углах пилонов также планировалось украсить барельефами на революционную тему.

Автора скульптур также выбирали по конкурсу, но ни архитектору, ни руководству Метростроя идеи победителя не понравились. Помощи решили попросить у авторитетного скульптора М.Г. Манизера, и он предложил заменить барельефы объемными скульптурами. Несмотря на то, что Душкину это предложение не понравилось, руководство одобрило вариант Манизера.

В результате пришлось пересмотреть способ освещения - теперь нужно было хорошо осветить скульптуры, и для этого использовали подвесные люстры-тарелки, смещенные к углам пилонов. Боковые залы освещаются такими же светильниками. Первоначально на торцевой стене размещался барельеф "Сталин и Ленин", автором которого также был М.Г. Манизер, но в 1947 году, когда на станции открывался второй выход, барельеф перенесли на "Павелецкую" Кольцевой линии, а после развенчания культа личности в 1960-х годах и вовсе убрали.

В центральном зале скамеек нет, они располагаются у стен в торцах платформ. Скамейки изготовлены из дуба. Над ними уложены бордюры из оникса. В боковых залах станции "Площадь Революции" находятся самые старые указатели в московском метро - это бронзовые стрелки с надписями "Выход в город".

Арки центрального зала сложены из цельных фасонных камней, вырезанных из мраморных блоков. При отделке станции использовали оникс различных оттенков и рисунков, черный и темно-красный мрамор, мраморовидный известняк.

Главным украшением станции являются 76 бронзовых фигур, изготовленных в Ленинградской мастерской художественного литья. Эту работу выполняла группа скульпторов под руководством Манизера. Изначально фигур было 80, четыре убрали в 1947 году, когда на станции установили гермозатвор. Из тех скульптур, которые можно увидеть сейчас, 18 фигур выполнены в четырех экземплярах, и две - в двух.

Поскольку скульптуры выполнялись в полный рост, то нужно было каким-то образом вместить их в небольшое пространство под арками. Для этого бронзовых людей (кроме пионеров) пришлось делать либо сидящими, либо вставшими на одно колено, либо согнувшимися. Некоторые критиковали такое решение, но Сталину скульптуры понравились - так и решилась их судьба.

Как это часто бывает с памятниками, со временем скульптуры станции "Площадь Революции" обросли поверьями, с ними стали связывать самые разные приметы. Например, считается, если утром дотронуться до флажка в руках сигнальщика, то день пройдет удачно. Точно такое же поверье придумали и про матроса, у которого периодически воруют наган. Также пассажиры трут носы пограничных псов и туфельки бронзовой девушки. Повезло только петуху - к нему категорически не рекомендуется притрагиваться. В результате у многих скульптур истончился бронзовый слой, а некоторые натертые элементы начали терять форму.

  • Курская

Станция "Курская" располагается в Басманном районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 30 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Станция метро "Курская" Арбатско-Покровской линии была открыта 13 марта 1938 года. Она находится рядом с Курским вокзалом, от которого и получила свое название. С "Курской" можно перейти на одноименную станцию Кольцевой линии и на станцию "Чкаловскую" Люблинско-Дмитровской линии.

Оформление самой станции, ее вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Свод станции белый, потолок украшает рельефный орнамент со вставками из лепнины. Пилоны станции отделаны серым с белыми прожилками гранитом. Пол также сделан из серого гранита. Освещаются залы парными светильниками, закрепленными на круглых декоративных решетках из золоченого металла, а также подвесными люстрами-тарелками.

  • Бауманская

Станция "Бауманская" располагается в Басманном районе Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 32,5 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

Станция метро "Бауманская" была открыта 18 января 1944 года. Планировалось, что станция будет называться "Спартаковской". В соответствии с названием известный архитектор Б.М. Иофан создал проект, посвященный восстанию Спартака. В качестве декоративных элементов служили статуи и цитаты, посвященные этому событию. Строительство станции начали в 1938 году. В 1943 году станцию решили переименовать в "Бауманскую", и вслед за этим изменилась и концепция оформления интерьеров - вместо восставших рабов и их предводителя установили скульптуры солдат и рабочих. Арочные проходы пилонов облицованы белым мрамором. Со стороны центрального зала располагаются композиции из красного кварцита, посередине которых и стоят статуи. На полу красным, серым и черным гранитом выложен ковровый рисунок. Освещается станция светильниками, спрятанными за карнизами на своде и над пилонами.

Торцевую стену украшает мраморное панно. Его установили в 1945 году. Тогда на панно изображались знамена и профили Ленина и Сталина. В 1963 году мозаику откорректировали, убрав с нее изображение Сталина.

  • Электрозаводская

Станция "Электрозаводская" располагается на территории района Соколиная Гора в Восточном административном округе Москвы. Глубина заложения станции составляет 31,5 метров. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения. "Электрозаводская" является памятником культурного наследия России.

Станция метро "Электрозаводская" была открыта 15 мая 1944 года. Название взято по Московскому электрозаводу им. Куйбышева. По первоначальному проекту станцию хотели оформить в соответствии с названием - отобразить в декоре заводские мотивы. Но началась Великая Отечественная война, и на первое место вышла тема народного труда в ее условиях.

"Электрозаводская" - очень светлая и торжественная. Такое впечатление в основном достигается за счет устройства освещения центрального зала. По всей длине свода в шесть рядов располагаются 318 круглых углублений, в каждом из которых размещены светильники.

Пилоны облицованы светлым мрамором, и украшены мраморными барельефами с изображением рабочих и тружеников сельского хозяйства. Вначале на станции было 14 таких барельефов, но после переустройства центрального зала осталось только 12.

Возле каждого пилона в центральном зале установлены скамейки. Пол оформлен ковровым узором. По центру располагаются плиты из серого гранита и черного лабрадорита, а по краю проходит орнамент из светлого мрамора. Путевые стены облицованы красным мрамором. В торце станции располагается барельеф, на котором изображены знамена. Изначально стену украшал еще и медальон с профилем Сталина, который удалили после развенчания культа личности.

  • Семеновская

Станция "Семеновская" располагается в Районе Соколиная Гора Восточного административного округа Москвы. Глубина заложения составляет 40 метров. Тип: колонно-пилонная трехсводчатая глубокого заложения."Семеновская" имеет статус объекта культурного наследия.

Станция была открыта 18 января 1944 года, и называлась "Сталинской", как и площадь, в районе которой она построена. В 1961 году площадь переименовали, и станция тоже получила новое название.

Оформление станции посвящено Советской армии. Над ее декором работали такие скульпторы как В.И. Мухина, Н.К. Вентцель, а также художник В.П. Ахметьев. "Семеновская" строилась по индивидуальному проекту. Геологические условия позволили заменить каждый пилон четырьмя прямоугольными колоннами. Такое решение сделало станцию более просторной и удобной.

Колонны облицованы светлым мрамором со вставками из красно-пестрого мрамора. Свод центрального зала украшен орнаментом и изображениями видов тяжелого вооружения. Пол выложен белым, серым, красным и черным гранитом. Путевые стены обшиты серым мрамором с треугольными вставками из зеленого песчаника. На вставках располагаются чеканные бронзовые щиты с изображениями оружия. В торце зала на стене находится горельеф в виде ордена Победы на фоне знамен и надписью "Нашей Красной Армии - Слава!". Первоначально существовала еще и подпись "И. Сталин", но в 1960-е годы ее убрали.

Центральный зал освещается торшерами из зеленого мрамора, установленными на бронзовых основаниях по центру, а боковые залы освещаются люминесцентными лампами.

В 1944 году, на тогда еще "Сталинской" станции, установили скульптуру работы Г.Д. Лаврова, которая называлась "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!", известную также как "Сталин и Геля". Эту скульптуру Георгий Дмитриевич создал в 1936 году, а в 1938 году его репрессировали по обвинению в террористическом антигосударственном заговоре.

У прототипа скульптуры, девочки Гели Маркизовой, дочери бурятского наркома земледелия, судьба также была нелегкой. Вначале, в 1937 году арестовали и расстреляли ее отца, а затем была арестована и мать. В те годы и фотография Гели Маркизовой, где она запечатлена у Сталина на руках, и скульптура Лаврова были довольно известны. Поскольку "вождь" не может обнимать дочь врага народа, поэтому было решено изменить надписи на скульптурах Лаврова, и набить на них имя одиннадцатилетней Мамлакат Наханговой. Эта девочка первой начала собирать хлопок двумя руками, благодаря чему собирала намного больше хлопка, чем было установлено взрослыми нормами, и была награждена орденом Ленина.

  • Партизанская

Станция "Партизанская" располагается в районе Измайлово Восточного административного округа Москвы. Тип: колонная трехпролетная мелкого аложения (глубина - 9 метров).

Станция мелкого заложения "Партизанская" была открыта 18 января 1944 года как "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина". В течение разных периодов времени станция несколько раз меняла свое название. Была она и "Измайловской" и "Измайловским парком", а с 2005 года приобрела свое нынешнее название.

Еще на этапе проектировки станции учитывалось, что она будет обрабатывать большое пассажиропоток, так как стадион им. Сталина планировался как самый крупный в стране. Чтобы станция могла справиться с пассажиропотоком, на ней проложила три железнодорожные линии. В итоге стадион так и не построили. Вначале помешала война, а затем выяснилось, что на участке сложные гидрогеологические условия. Тем не менее, трехпутную систему станции оставили без изменений, и на сегодняшний день "Партизанская" имеет самый широкий станционный зал среди всех станция московского метро.

Оформление зала посвящено партизанскому движению во время Великой Отечественной войны. Колонны и путевые стены украшены барельефами с изображениями различных видов советского оружия, а рядом с ближайшими к выходу колоннами установлены скульптуры Зои Космодемьянской и партизана Матвея Кузьмича Кузьмина. Автор скульптур - М.Г. Манизер. Когда-то в нишах над средним путем располагались фрески художника А.Д. Гончарова и большие круглые светильники, но до наших дней они не сохранились.

  • Измайловская

Станция "Измайловская" - открытая наземная станция, располагается в районе Измайлово Восточного административного округа Москвы.

Станция метро "Измайловская " открылась 21 октября 1961 года. Платформа, на которую прибывают поезда, не имеет боковых стен, что делает "Измайловскую" похожей на железнодорожные станции. Станция строилась в период, когда архитекторам и строителям предписывалось избегать "архитектурных излишеств", поэтому "Измайловская" лишена какого-либо запоминающегося декора.

  • Первомайская

Станция "Первомайская" располагается в Восточном административном округе, в районе Измайлово. Глубина заложения станции - 7 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

Станция метро "Первомайская" была открыта 21 октября 1961 года. Она стала первой станцией-сороконожкой (по числу колонн), построенной в соответствии с хрущевским постановлением "Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве". Как и все подобные станции, она довольно невзрачна и выполняет чисто утилитарное назначение.

  • Щелковская

Станция "Щелковская" располагается в Восточном округе Москвы, в районе Северное Измайлово. Часть вестибюлей находится на территории района Гольяново. В настоящее время - это конечная станция Арбатско-Покровской линии в ее восточной части. Станция построена по типовому проекту (колонная трехпролетная мелкого заложения), глубина заложения - 8 метров.

Станция "Щелковская" была открыта 22 июля 1963 года, в период борьбы с "архитектурными излишествами", поэтому внешне она ничем не примечательна. Типовой проект того времени предполагал наличие 40 опорных колонн, и эти станции с тали называть "сороконожками". Качество отделочных работ при строительстве "Щелковской" было невысоким, и под воздействием вибрации со временем облицовочная плитка начала осыпаться. В 2002 году керамическую плитку заменили виниловым сайдингом такого же цвета, а нижнюю часть путевых стен облицевали мрамором.

"Щелковская" является одной из самых перегруженных станций московского метро.


2007 год в целом был весьма удачным на разного рода события, которые происходили в районе Крылатское. Вспомнить хотя бы эпопею со сносом поселков на берегу Москва-реки или угрозу обрушения крыши в Ледовом дворце. Впрочем, наверняка самым значимым событием, которое вспоминают большинство жителей района чуть ли не каждый день (хотя бы на уровне подсознания) – это открытие новых станций метро, которые лишили Крылатское звания конечной, а также переезд с Филевской ветки на Арбатско-Покровкую. Вспомним, как это было...

Итак. Первое официальное сообщение о том, что же ждет наше метро, появилось в самом начале 2007 года. В январе пресс-служба московского метрополитена сообщила, что завершение строительства участков «Парк Победы» - «Кунцевская» (с промежуточной станцией «Славянский бульвар» - в районе развилки Кутузовского проспекта и Старорублевского шоссе) и «Крылатское» - «Строгино» Митинско-Строгинского участка Арбатско-Покровской линии, запланировано на конец 2007 года.

Стало понятно, что в ближайшем будущем станция «Крылатское» уже не будет конечной. После нее появится станция «Строгино», а в ближайшем будущем метро уйдет дальше, в район Митино. Каковы будут последствия этих изменений не для Москвы в целом (об этом довольно подробно рассказывали московские чиновники), а для жителей Крылатского, на тот момент было неизвестно.

Кроме того, стало понятно, что станция «Крылатское» переедет на Арбатско-Покровскую линию с Филевской. Последнее многими было воспринято положительно. Во-первых, Филевская линия открыта, а, значит, в зимний период ехать по ней в вагоне поезда не очень комфортно. Во-вторых, количество сбоев, возникающих именно на Филевской линии, было уже до не приличия много. Ну и в-третьих, судя по картам метрополитена, добираться до центра теперь будет несколько быстрее.

Впрочем, тогда, в 2007 году, об этом еще мало кто думал. После появления в начале года новости, о которой написано выше, развернулось строительство как в самом районе, так и за его пределами.

Первые результаты работы жители района увидели уже летом, когда на два дня (18 и 19 августа), три станции Филевской ветки: «Крылатское», «Молодежная» и «Кунцевская» были закрыты. В это время укладывали два стрелочных перевода, сдвигали пути, перемещали контактный рельс и кабели, чтобы к декабрю 2007 года открыть новый участок Арбатско-Покровской линии от «Парка Победы» до станции «Строгино». На время вынужденного простоя участка Филевской ветки был организован компенсационный маршрут автобуса «М», который возил пассажиров от станции «Крылатское» до метро «Пионерская» с остановками у станций «Молодежная» и «Кунцевская». Автобусы курсировали довольно часто. На маршруте их было около 36 штук, а интервал между ними составлял 1 минуту и 40 секунд, то есть практически так же, как приходили поезда в метро.

С учетом того, что это были выходные, народу в автобусы «забивалось» немного. По большей части, многие ездили не то чтобы по своим делам, а исключительно с целью покататься, ведь проезд был абсолютно бесплатным. Особенно повезло жителям Северного Крылатского, потому что автобус начинал посадку пассажиров не у вестибюля метро, а непосредственно на автобусном круге (разворотный круг).

Возможностью бесплатно покататься воспользовались многие молодые люди, которые затаривались пивком и орешками и просто от нечего делать убивали время. Кстати, на станции Молодежная, где делал остановку автобус со знаком «М», дежурили сотрудники милиции, которые буквально каждый час ссаживали веселых пассажиров за распитие спиртных напитков в общественном транспорте.

В то же время, когда пресс-служба московского метрополитена рассказала о закрытии на выходные трех станций, появилась уже официальная информация об улучшениях, которые произойдут в результате планируемых изменений. Так, пресс-служба столичной подземки сообщила, что время, которое затратят пассажиры на поездку от станции «Строгино» до «Киевской», займет минут 19, а вот если бы пришлось ехать по Филевской ветке, то потратить пришлось бы целых 28 минут. Понятно, что из Крылатского до кольца ехать еще быстрее, что лишний раз вызвало приятное ожидания от готовящихся изменений в метро.

Ждать оставалось недолго. 29 декабря на станцию «Строгино» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена прибыл первый пассажирский поезд.

Впрочем, буквально через несколько дней, уже в 2008 году с 5:30 утра 2 января до 15:00 дня 7 января вновь перестали работать три станции: «Крылатское», «Молодежная» и «Кунцевская». Это стало уже последним запланированным отключением части ветки для того, чтобы метростроевцы могли уже окончательно перевести движение поездов на Арбатско-Покровскую линию. Впрочем, это не вызвало больших проблем у пассажиров - на дворе стояли новогодние каникулы.

После продолжительных выходных жители Крылатского, наконец, в полной мере смогли насладиться поездкой в метро по новой ветке. По времени выходило значительно быстрее, тем более что вначале станция «Славянский бульвар» была закрыта. Поезда проходили ее без остановок. Смущало только одно – поезда на станции «Крылатское» были уже непустыми, а приезжали несколько заполненными. Впрочем, тогда особой давки даже в часы пик еще не было. Она образовалась, когда были открыты новые станции: «Мякинино», «Волоколамская», «Митино» и «Пятницкое шоссе». Впрочем, это уже совсем другая история.

Вместе с тем, закончить рассказ о переезде станции «Крылатское» на другую ветку метро, придется немного иначе. Дело в том, что в начале уже 2008 года, после того как в полную силу заработала станция «Строгино», жители нескольких домов в районе потеряли всякий сон. Дело в том, что грохот и скрежет проезжающих поездов был отчетливо слышан в домах №31, корпус 1 и 2 по улице Крылатской и №16 по улице Осенней. Примечательно, но в других местах уровень шума либо вообще не возрос, либо явно не превышал санитарные нормы.

При этом причину, по которой в упомянутых многоквартирных домах уровень шума с «приходом» метро в Строгино вырос в три раза, на 3-4 децибела превышая норму, не могли найти довольно долго. Как отмечал тогда начальник московского метро Дмитрий Гаев, понять причины этой аномалии, несмотря на многочисленные обследования, не могут даже в метрополитене. «Тоннель далеко, но звук все равно как-то доходит. Науке пока неизвестны особенности распространения звуковых волн в грунтах», - сообщал «хозяин» столичной подземки.

Жителям трех домов оставалось только ждать, причем немало. Изучив международный опыт по гашению высоких частот, были заказаны специальные глушители (накладки на рельсы). Однако пока заказ был выполнен, пока были проведены испытания, жители вынуждены были в буквальном смысле спать с берушами, пить валерьянку…словом, терпеть более года, пока, наконец, звуки в их квартирах не пришли в норму.

Арбатско-Покровская линия - вторая линия Московского метрополитена по порядку ввода в строй и третья по номеру на схемах - диаметральная линия, соединяющая восточные районы Москвы через центр с западными и северо-западными районами. Преимущественно подземная линия включает в себя участки глубокого и мелкого заложения, два наземных участка, а так же метромост через Москву-реку. Линия обозначается на картах синим цветом.

1933 г.: шахта строительства перегона
«Охотный ряд» - «Улица Коминтерна».
Журнал «Строительство Москвы», январь 1934 г.
Репродукция с сайта «Фотографии прошлого ».

Линия ведёт своё происхождение от Арбатского радиуса, который в настоящее время является частью Филёвской линии . В мае 1932 г. был завершён проект I очереди строительства метрополитена. В неё помимо Мясницко-Усачёвского диаметра вошёл Арбатский радиус. Основные строительные работы на радиусе были выполнены в 1934 г., были построены 3 станции: «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». «Улица Коминтерна» была единственной станцией, расположенной в кривой и имевшей платформы берегового типа, что было обусловлено прохождением тоннеля соединительной ветви между Арбатским и Мясницким радиусами. Двухпутный соединительный участок проходил в кривой между зданиями Манежа и Кутафьей башней Кремля и продолжался под Александровским садом и Манежной ул. до тупикового задела под будущее продление радиуса на восток. Ранее от двухпутного тоннеля отходили два соединительных тоннеля, выводивших на перегон «Охотный ряд» - «Библиотека имени Ленина» Мясницкого радиуса.

5 февраля 1935 г. первый пробный четырёхвагонный состав прошёл по всей линии I очереди. 6 февраля была организована показательная обкатка линии с участием руководителей страны и делегатов съезда. С 16 февраля начинается опытная эксплуатация всех участков. 19 апреля на всей линии начата штатная работа систем СЦБ, и с 19 по 24 апреля в течение всего дня проводятся экскурсионные поездки по специальным приглашениям для рабочих и служащих предприятий Москвы.

2 мая на один день все станции метро открывают двери для свободного входа и осмотра. С 9 по 11 мая продолжается движение поездов с экскурсантами. 15 мая 1935 г. в 6:45 станции были открыты для входа, а с 7:00 началось графиковое движение. Открылись первые 13 станций Московского метро под следующими названиями: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская», «Дзержинская», «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк Культуры имени Горького», «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». Поезда следовали поочерёдно по двум маршрутам: «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Парк Культуры имени Горького» и «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Смоленская». В течение всего дня действовало неизменное тактовое расписание с 12-парным графиком: 5-минутным интервалом на общем участке и 10-минутном на ответвлениях. На линии одновременно работали 9 четырёхвагонных составов, состоявших из двух двухвагонных секций (моторный и прицепной вагоны типа А). Обороты на конечных станциях выполнялись через съезд перед станцией без использования оборотных тупиков. Линия считалась состоящей из трёх радиусов: Кировского, Фрунзенского и Арбатского.

20 марта 1937 г. Арбатский радиус был продлён от ст. «Смоленская» до новой - 14-ой станции метро - «Киевская», первой станции II очереди строительства. В эксплуатации появился первый открытый участок: Смоленский метромост с подходом. Оборот на ст. «Киевская» выполнялся в оборотных тупиках.

С 24 по 31 октября 1937 г. движение поездов по соединительным тоннелям на участке «Охотный ряд» - «Улица Коминтерна» было остановлено для укладки пути, в том числе глухого пересечения, в двухпутном соединительном тоннеле для присоединения к сети метрополитена построенных тоннелей глубокого заложения до ст. «Площадь Революции». 3 ноября по пусковому участку прошёл пробный поезд.

13 марта 1938 г. открылись 2 станции метро II очереди строительства: «Площадь Революции» и «Курская» нового Покровского радиуса. От ст. «Улица Коминтерна» поезда отправились на ст. «Площадь Революции», движение поездов с пассажирами по участку «Охотный ряд» - «Улица Коминтерна» было прекращено. В результате было образовано две отдельных линии: Кировско-Фрунзенская и Арбатско-Покровская с 6-ю станциями: «Курская» - «Площадь Революции» - «Улица Коминтерна» - «Арбатская» - «Смоленская» - «Киевская». На линии использовались 6-вагонные составы из вагонов типа А и Б электродепо «Северное».

Отличительной особенностью линии стала крайняя неравномерность расстояний между станциями. Это объяснялось тем, что при принятии окончательного решения о трассировке участков II очереди, из них было вычеркнуто значительное число промежуточных станций. По первоначальному проекту между станциями «Площадь Революции» и «Курская» планировалось ещё две станции: «Ильинские ворота» и «Хохловская площадь» («Покровские ворота»).

10 июля 1937 СНК СССР постановлением №1090 утвердил проект III очереди строительства. Согласно нему Арбатско-Покровская линия должна быть продлена от ст. «Курская» (до открытия станция носила название «Курский вокзал») через станции «Спартаковская», «Электрозавод» до ст. «Стадион» («Стадион имени Сталина»). При этом были также вычеркнуты многочисленные рассматриваемые ранее промежуточные станции: «Гороховская улица», «Бауманская площадь», «Переведеновский переулок» («Бакунинская улица»), «Семёновская площадь», «Мироновская улица». Однако в итоговый вариант ст. «Семёновская площадь» (под названием «Сталинская») была возвращена.

На перспективу планировалось продление линии от ст. «Стадион» на северо-восток ещё на одну станцию и далее к перспективному объединённому электродепо Черкизово Кировско-Фрунзенской и Арбатско-Покровской линий. На западе от ст. «Киевская» предполагалось продлении линии вдоль Можайского шоссе до Кунцева и далее на северо-запад в район Крылатское.

С открытием 11 сентября 1938 г. Горьковского радиуса от ст. «Площадь Свердлова» до ст. «Сокол» ст. «Площадь Революции» стала пересадочной. Пересадка на ст. «Площадь Свердлова» осуществлялась через объединённый наземный вестибюль.

10 февраля 1939 г. была введена в эксплуатацию однопутная соединительная ветвь между Арбатско-Покровской и Горьковской линией. С этого времени обслуживание АПЛ передаётся в новое электродепо ТЧ-2 «Сокол». С апреля 1941 г. на линии курсирует опытный состав из вагонов типа Г. В 1941 г. открыт второй вестибюль ст. «Киевская», пристроенный к зданию Киевского вокзала.

К началу Великой Отечественной войны значительная часть работ на III очереди была выполнена. Во время бомбёжек неоткрытые станции использовались в качестве бомбоубежищ наравне с действующими. В сентябре 1943 г. началось строительство электродепо ТЧ-3 «Измайлово».

18 января 1944 г. был открыт участок Арбатско-Покровской линии от ст. «Курская» до ст. «Измайловская» с промежуточными станциями «Бауманская» и «Сталинская». Станция «Измайловская» стала первой станцией с двумя посадочными платформами и тремя путями. Третий путь предназначался для работы в условиях повышенного пассажиропотока при обслуживании массовых мероприятий на строящемся Центральном стадионе им. Сталина. Станция «Электрозаводская» была введена в строй 15 мая 1944 г. - в девятую годовщину метрополитена.

К годовщине Победы 9 мая 1946 г. был открыт отдельный переход между залами станций «Площадь Революции» и «Площадь Свердлова». Также в 1946 г. был открыт новый вестибюль ст. «Улица Коминтерна», встроенный в здание Государственной библиотеки им. Ленина. Вместе с ним был построен переходной мостик между платформами станции, подведены лестницы, вскрыты проёмы в платформенной стене. Старый вестибюль на углу Моховой ул. и ул. Коминтерна был полностью снесён. Пересадка со ст. «Улица Коминтерна» на ст. «Библиотека имени Ленина» стала выполняться через новый распределительный зал, параллельный платформе II пути «Улицы Коминтерна», а в обратную сторону - через новые пересадочные коридоры, присоединённые к существовавшим входам в торцах обеих платформ ст. «Улица Коминтерна». 24 декабря 1946 г. в метро произошло первое переименование: ст. «Улица Коминтерна» сменила название на «Калининскую». 21 декабря 1947 г. был открыт второй выход со ст. «Площадь Революции» в наземный вестибюль на Куйбышевском проезде.

1 января 1950 г. вместе с пуском первого участка Кольцевой линии был открыт переход между станциями «Курская» Арбатско-Покровской и Кольцевой линий. Пересадка возможна как через отдельный коридор между центральными залами станций, так и через соединение двух подземных вестибюлей. 14 января 1950 г. было открыто третье электродепо Москвы ТЧ-3 «Измайлово», куда из ТЧ-2 «Сокол» были переданы составы из вагонов А и Б для обслуживания Арбатско-Покровской линии.

В 1951–1953 гг. велось строительство нового Арбатского радиуса глубокого заложения взамен действовавшего. Строительство не афишировалось в прессе, вплоть до самого открытия сообщения о строительстве были обезличены: названия станций не приводились, отсутствовали какие-либо топографические привязки, а сам радиус назывался просто «новым радиусом». Строительство камеры съездов примыкания новых тоннелей к перегону «Калининская» - «Площадь Революции» велось без прекращения движения. 5 апреля 1953 г. были открыты 3 станции: «Арбатская», «Смоленская» и «Киевская». Поезда от «Площади Революции» пошли по новым тоннелям к ст. «Арбатская». Станции Староарбатского радиуса были закрыты. На ст. «Арбатская» помимо наземного вестибюля, имевшего выход к Арбатской площ., был сооружён восточный аванзал, соединённый переходом со ст. «Библиотека имени Ленина», а также лестничным спуском и наклонным ходом для подъёма в бывший вестибюль ст. «Калининская», который, соответственно, стал вторым вестибюлем станций «Арбатская» и «Библиотека имени Ленина». Для ст. «Киевская» был значительно расширен вестибюль, пристроенный к зданию Киевского вокзала в 1941 г.

Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии строилась в едином комплексе с одноимённой станцией Кольцевой линии, однако к моменту открытия соответствующий участок Кольцевой линии не был введён в эксплуатацию, и «Киевская» была единственной станцией у Киевского вокзала. Станция Кольцевой линии и пересадка между Арбатско-Покровской и Кольцевой линиями на Киевском узле заработали с 14 марта 1954 г.

5 ноября 1954 г. открылась первая в Москве наземная станция - «Первомайская», сооружённая в крайнем северном нефе электродепо ТЧ-3 «Измайлово». С северной стороны депо был пристроен наземный вестибюль станции. К открытию станции в ТЧ-3 «Измайлово» начали передавать вагоны типа Г.

Уже в 1957 г. было признано, что ст. «Первомайская» не справляется с пассажиропотоком, и было принято решение о продлении линии от портала тоннелей до ст. «11-я Парковая» с закрытием ст. «Первомайская». 6 июня 1961 г. решением исполкома Моссовета № 30/37 строящимся станциям «3-я Парковая» и «11-я Парковая» были присвоены названия, соответственно, «Измайловский парк» и «Первомайская».

12 октября 1961 г. ст. «Первомайская» в депо «Измайлово» была закрыта, став первой закрытой станцией метро в СССР. А 21 октября линия была продлена от ст. «Измайловская» до новой ст. «Первомайская» с промежуточной наземной ст. «Измайловский парк». Новая «Первомайская» стала первой колонной станцией мелкого заложения из сборного железобетона, так называемой «сороконожкой». Также у новой «Первомайской» впервые отсутствовал собственный наземный вестибюль, а выход осуществлялся через подземные вестибюли, связанные с поверхностью подуличными переходами с лестничными спусками. Оборот составов осуществлялся по съезду за станцией.

30 ноября 1961 г. ст. «Сталинская» получила название «Семёновская». 22 июля 1963 г. произошло последнее за советское время продление линии: от ст. «Первомайская» до ст. «Щёлковская», а 20 августа 1963 г. станции «Измайловская» и «Измайловский парк» поменялись названиями: ст. «Измайловская» получила название «Измайловский парк» и наоборот.

В августе 1970 г. на линию вышли 7-вагонные составы. В бывшие 6-вагонные составы из двухвагонных секций А и Б вцепили 7-ой вагон типа Г. В 1975 г. вагоны А и Б были списаны (таким образом самые первые вагоны Московского метро проработали 40 лет), вагоны Г были переданы в электродепо «Калужское», а взамен ТЧ-3 «Измайлово» получило вагоны типа Д.

Арбатско-Покровская - одна из немногих линий, не имевших никакого развития в течение 40 лет, при этом на западе ст. «Киевская» оставалась конечной в течение 50 лет. Это обусловлено объективными причинами: вскоре после незапланированного строительства глубокого Арбатского радиуса произошёл пересмотр подхода к строительству метро, в целом. 4 ноября 1955 г. выходит Постановление № 1871 ЦК КПСС и Совмина СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», потребовавшее повсеместный переход на типовое экономичное строительство. В результате появились типовые проекты дешёвых в сооружении наземных станций и станций мелкого заложения. Дальнейшее продление на запад осуществляется с помощью наземной Филёвской линии. Лишь в 1962 г. появляется проект продления от ст. «Киевская» вдоль Мосфильмовской ул. и далее - в Очаково со станциями: «Мосфильмовская», «Ломоносовская», «Сетунь» и «Очаково». В 1965 г. уже предполагается на перспективу продление далее за МКАД в пгт Солнцево. Согласно Генплану 1971 г. помимо основной линии в Солнцево предполагается также ответвление из района Раменок севернее - в Очаковскую промзону с соответствующей конечной ст. «Промзона» в районе Рябиновой ул.

С появлением в 1985 г. проекта хордовых линий Киевский радиус в Солнцево стал одной из хорд , а АПЛ стала трассироваться вдоль Кутузовского просп., через Площадь Победы (с пересадкой на две хордовых линии), Давыдково, район Верейской ул. в район ул. Говорова. В это же время рассматривается радикальный вариант перетрассировки Калининской, Филёвской и Арбатско-Покровской линий: предлагалось строительство участка от ст. «Третьяковская» до ст. «Арбатская»-АПЛ с передачей всего глубокого Арбатского радиуса Калининской линии. При этом восстанавливалось бы пассажирское движение по участку «Площадь Революции» - «Калининская», а Филёвская линия становилась бы частью Арбатско-Покровской. К 1989 г. от этого варианта уже отказались, в то же время было представлено первое ТЭО Митино-Бутовской хорды от ст. «Митино» до ст. «Парк Победы».

В 1990 г. силами «Трансинжстроя» началось строительство пересадочного узла «Парк Победы» - сложнейшего трёхстанционного комплекса сверхглубокого заложения. На узле планировалось строительство двух параллельных станций для Арбатско-Покровской линии и Митино-Бутовской хорды с совмещённой пересадкой и третьей станции - ниже первых двух и под углом к ним - для Солнцевско-Мытищинской хорды. Были начаты работы и на участке Митино-Бутовской хорды от ст. «Митино» до ст. «Строгино», в частности «Протонтоннельстрой» прошёл шахтные стволы в начале перегона «Строгино» - «Волоколамское шоссе» для строительства монтажных камер будущей щитовой проходки.

Строительство очередного нового радиуса в начале 1990-х годов было непосильной задачей, а вопрос обеспечения метрополитеном Митина строял очень остро. В этих условиях в 1992 г. был предложен вариант временного соединения участка «Митино» - «Строгино» Митино-Бутовской хорды с Филёвской линией - со ст. «Крылатское». Проект ст. «Строгино» был переработан под первую в истории Московского метро двухэтажную пересадочную станцию между перспективной Митино-Бутовской хордой по её основному маршруту (через Мнёвники) и Филёвской линией. Поскольку сама Филёвская линия была не в состоянии взять на себя поток из Митина, то появилось ранее не рассматривавшееся решение: продлить опять же временно Арбатско-Покровскую линию от планировавшейся по предыдущему варианту ст. «Славянский бульвар» до ст. «Кунцевская» Филёвской линии и передать участок Филёвской линии от ст. «Кунцевская» до ст. «Крылатское» Арбатско-Покровской линии.

С 1975 по 1992 гг. на Арбатско-Покровской линии работали составы только из вагонов типа Д. С 1992 г. ТЧ-3 «Измайлово» начало получать вагоны типа Ем, а 2 июня 1995 г. на линии, а соответственно, и во всём метрополитене была прекращена эксплуатация последнего состава типа Д. Закончилась целая эпоха, при которой Арбатско-Покровская линия являлась своего рода действующим музеем с самым старым подвижным составом на всей сети.

Строительство продления линии на запад, как и Митинского радиуса, постоянно находилось под угрозой остановки в связи с хроническим недостатком финансирования. Те немногие средства, выделяемые на метрострой, уходили на пусковые участки Серпуховско-Тимирязевской и Люблинской линий , и к 1996 г. работы на АПЛ были окончательно остановлены, при этом объекты даже не консервировались, а просто бросались вместе с техникой. Наступило тяжелейшее для метростроя время, подобного которому не было даже в годы Великой Отечественной войны. При этом на новом участке уже было построено: часть тоннелей и камера съездов к будущему электродепо «Митино», часть конструкций тягово-понизительной подстанции ст. «Митино», значительная часть тоннелей перегона «Волоколамское шоссе» - «Митино», в том числе щитовой проходки, а также со сборной и с монолитной обделкой, котлован и лотковая плита ст. «Волоколамское шоссе», три из четырёх опор метромоста, небольшой отрезок двух перегонных тоннелей щитовой проходки на участке «Строгино» - «Волоколамское шоссе», монтажная камера на ст. «Славянский бульвар». На участке «Киевская» - «Парк Победы» был проведён значительный объём горно-капитальных работ.

Положение стало улучшаться только с началом нулевых годов. В 2001 г. возобновились работы на пусковом участке «Киевская» - «Парк Победы», здесь ТО-6 Мосметростроя вёл проходку перегонных тоннелей к ст. «Киевская» с помощью горнопроходческого комбайна «Паурат», а несколько СМУ «Трансинжстроя» завершали сооружение пересадочного комплекса «Парк Победы». Впервые в Московском метро был применён ново-австрийский метод тоннелирования с созданием тоннельной обделки перегонных тоннелей с помощью набрызг-бетона. 6 мая 2003 г. новый участок Арбатско-Покровской линии от ст. «Киевская» до ст. «Парк Победы» был пущен в эксплуатацию. Станция «Парк Победы» была сдана сразу в двухзальном исполнении (при этом были уложены и использовались только внутренние пути обоих залов), но с одним наклонным ходом и половиной подземного вестибюля.

Вопрос трассировки дальнейшего продления линии вызвал бурные споры. Так предполагалось при включении участка «Кунцевская» - «Крылатское» в состав АПЛ обрезать Филёвскую линии по ст. «Пионерская», что ухудшало связность сети. В результате общественных протестов 8 июня 2004 г. правительство Москвы было вынуждено согласиться оставить перегон «Пионерская» - «Кунцевская», и 15 ноября 2004 г. был утверждён новый вариант трассировки линии на участке «Парк Победы» - «Кунцевская», при этом были приняты два определяющих решения: принимался проект создания пересадочного узла на Филёвскую линию вкупе со строительством второй ст. «Кунцевская», и из проекта исключалась ст. «Славянский бульвар». Данное решение тоже не было удовлетворительным, и в 2005 г. было принято новое решение: сохранить ст. «Славянский бульвар» на новом месте - на северной стороне Кутузовского просп., а ст. «Минская» глубокого заложения, планировавшуюся между ст. «Парк Победы» и «Славянский бульвар» из проекта исключить. Также в 2005 г. был утверждён новый проект ст. «Строгино», которая вместо двухэтажной становилась привычной одноэтажной односводчатой, правда при этом была оставлена возможность строительства параллельно и второй станции.

5 июля 2005 г. вышло постановление правительства Москвы «о мерах по обеспечению подготовительных и первоочередных работ на Митинско-Строгинской линии метрополитена». Вслед за постановлением было возобновлено строительство ст. «Строгино».

2 января 2008 г. для переустройства путей и системы СЦБ были закрыты три станции Филёвской линии: «Кунцевская», «Молодёжная» и «Крылатское». 7 января 2008 г. весь участок от «Парка Победы» до «Строгина» был открыт. На ст. «Кунцевская» была открыта новая платформа с выходом в новый наземный вестибюль, принимающая поезда в сторону «Парка Победы». Старая платформа начала принимать поезда со ст. «Пионерская» на один путь (с оборотом по станции) и поезда со ст. «Парк Победы» на второй путь. Станцию «Славянский бульвар» поезд проезжал без остановки. Станции «Молодёжная» и «Крылатское» отныне становились частью Арбатско-Покровской линии.

26 декабря 2009 г. был пущен в эксплуатацию участок от ст. «Строгино» до ст. «Митино» с промежуточными станциями: «Мякинино» и «Волоколамская», и метромостом через Москва-реку. Ст. «Мякинино» стала первой станцией, находящейся на территории Московской области.

28 декабря 2012 г. открыт последний участок от ст. «Митино» до ст. «Пятницкое шоссе». Общая эксплуатационная длина линии достигла 45,1 км. Арбатско-Покровская линия является самой протяжённой в Московском метро.

Последнее обновление в марте 2016 г.